В дорожном лабиринте. Ремонт Дворцовой набережной идёт к финишу
Набережная Невы у Летнего сада сегодня опутана ленточками. Проехать можно, только выруливая с одной стороны проезжей части на другую и лишь по одной полосе в каждом из направлений. Непросто и пешеходам. Проход вдоль Летнего сада к Прачечному мосту перекрыт, а по самой Дворцовой набережной нельзя пройти к Троицкому мосту. Впрочем, причина появления такого лабиринта вполне уважительная: на мостах и тротуарах идет ремонт. Есть и хорошая новость — работы здесь на финишном этапе.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Приводить в порядок Дворцовую набережную начали почти год назад — в ноябре 2023‑го, фронт работ был обозначен так: «Ремонт Эрмитажного моста через Зимнюю канавку, Прачечного моста и Дворцовой набережной». Отметим сразу: объект, конечно же, не рядовой, а самый что ни на есть открыточный. Даже название набережной говорит само за себя, а тут еще знаменитая решетка Летнего сада плюс два старейших каменных моста Петербурга — Эрмитажный и Прачечный, построенные два с половиной века назад.
Все это — и мосты, и сама набережная — объекты культурного наследия, причем федерального значения. А это значит, что при ремонте «не предусматривается проведение работ, изменяющих или нарушающих объемно-пространственное решение, конструктивную систему, архитектурно-художественное решение». За этим следит комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Как результат — работы приходится вести в щадящем режиме, перебирая покрытие мостов, тротуаров и гранитных откосов практически по кусочкам: метр за метром, камень за камнем.
Ремонт Эрмитажного моста завершен еще летом, сегодня основные работы ведутся на Прачечном мосту и на тротуарах вдоль Невы — от Летнего сада до Троицкого моста. У самой решетки сада лежат демонтированные с моста каменные плиты, каждая тщательно пронумерована, ведь они тоже часть истории города и должны быть возвращены на свое исконное место.
— Эти камни будут отправлены в реставрационную мастерскую, каждый очищен, выровнен, а затем вновь установлен на мосту. Часть гранитных плит мы уже отвезли на реставрацию, на очереди эта партия, — рассказал бригадир подрядчика Шерзот Мусаев.
Мост ремонтируют поэтапно, чтобы не перекрывать полностью движение по проезжей части. Работы на половине переправы со стороны Невы закончены, и она открыта для движения машин. Другая половина моста разобрана практически до самых устоев.
Как уже сказано, кроме мостов подрядчик обязан привести в порядок тротуары и откосы набережной Невы. До начала работ специалисты провели оценку состояния покрытия. В заключении государственной историко-культурной экспертизы отмечалось, что на Дворцовой набережной «наблюдаются трещины в швах, просадки каменного настила тротуаров, выветривание швов между гранитными блоками». Впрочем, недостатки были видны и до экспертизы.
— Покрытие было неровным, вспучивалось, некоторые камни вылетели, люди шли, запинаясь. А сейчас посмотрите, как все ровно и красиво, — показывает бригадир на уже отремонтированный участок тротуара.
Однако пока в порядок приведено лишь несколько десятков метров каменной мостовой — от Прачечного моста в сторону Лебяжьей канавки. Далее, до Троицкого моста, ремонт в разгаре. Тротуар и откосы к нему рабочие разобрали, теперь укрепят основание и будут вновь собирать по камешкам.
— В соответствии с контрактом ремонт Дворцовой набережной должен быть завершен в январе 2025 года, — сообщил нашей газете Владимир Головашов, руководитель пресс-службы «Мостотреста», заказчика работ.
При этом бригадир Мусаев заявляет, что ремонт и моста, и набережной закончат раньше контрактного срока: «До 15 ноября весь участок до Троицкого моста я сдам полностью готовым». Кто прав, заказчик или подрядчик, покажет время, причем уже скоро.
Работы на Дворцовой набережной вышли на финишный этап, между тем ремонт гранитного одеяния других рек и каналов в городе продолжается. Кстати, не так давно завершена реконструкция Университетской набережной (наша газета об этом рассказывала) и набережной Фонтанки у Аничкова моста. Сегодня продолжается ремонт на Мойке у Поцелуева моста и участка набережной канала Грибоедова — от Вознесенского проспекта до Подьяческого моста.
Причем там ведется капитальный ремонт, то есть стенки набережных разбирали до самого их основания. Поэтому сроки работ более длительные, чем на Дворцовой набережной.
Еще одно отличие капремонтов на Мойке и канале Грибоедова — ведутся они в жилых кварталах, и стройка, конечно, доставляет дискомфорт горожанам, особенно когда сроки работ затягиваются.
«Пишет вам житель многоквартирного дома № 82 по набережной канала Грибоедова. Есть несколько вопросов к строителям. Почему в проекте не предусмотрено подключение объекта к электросетям города? Ремонтникам оказалось проще установить дизельную электростанцию на расстоянии менее 10 метров от стены жилого дома. В результате у нас в квартире, а проживаю я на втором этаже, постоянный шум стройки, ночью добавляется гул генератора, так как он работает круглосуточно. Оконные рамы вибрируют, в серванте дребезжит посуда. В квартире запах выхлопных газов, дизельного топлива. Обращения с просьбой убрать генератор в другое место игнорируются. Якобы есть разрешение на работу генератора. Как так возможно? Кто разрешил? Чем руководствовался?» — удивляется в письме в газету Владимир Абакумов, отмечая, что завершение работ на канале Грибоедова перенесли как минимум на полгода позднее.
Примерно такая же проблема у жителей кварталов близ Поцелуева моста, где ведется ремонт набережной Мойки. «Почему компрессор работает всю ночь?» — задается недоуменным вопросом Дмитрий Седов.
Безусловно, строительство и ремонт — это всегда дискомфорт для окружающих. Однако подрядные организации обязаны соблюдать закон о тишине, минимизировать создаваемые ими неудобства. Заказчик ремонтов набережных — СПб ГБУ «Мостотрест». В учреждении посоветовали со всеми вопросами обращаться непосредственно на их сайт, чтобы они могли предметно обсудить проблему с подрядчиком. Тем более что вопросы, которые задают горожане, неразрешимыми не выглядят.
Читайте также:
На Заячий остров по трём мостам: новую переправу начали строить с Петроградской стороны
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7782) от 30.10.2024 под заголовком «В дорожном лабиринте».
Комментарии