В Доме журналиста открылась выставка, посвященная творческим итогам фонда «Петербургская фотолетопись»

В День города в Доме журналиста (Невский, 70) открылась масштабная фотовыставка (12+), посвященная творческим итогам фонда «Петербургская фотолетопись» за двадцать два года его активной деятельности.

В Доме журналиста открылась выставка, посвященная творческим итогам фонда «Петербургская фотолетопись»  |

Бессменным главой и творческим лидером фонда является известный фотожурналист Валерий Лозовский, недавно отметивший свое 85‑летие. Коллеги не стесняются говорить о нем самые высокие слова, подчеркивая, что он представляет собой сочетание суперпрофессионализма и любви к Петербургу.

Между тем первоначальная спе­циальность Лозовского — «техник-маркшейдер». Он окончил Криворожский горный техникум, затем в Ленинграде получил диплом инженера-электрика в Институте точной механики и оптики, работал на рудной шахте, инженером-­конструктором Всесоюзного НИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела.

По словам Валерия Николаевича, его первое знакомство с Ленинградом состоялось в июле 1962 года, и едва ли не самым первым ярким впечатлением стала фотохроника ТАСС с большими фотографиями, рассказывающими о жизни города и ленинградцах, установленная у дома № 39 по Невскому проспекту. Лозовский признается, что именно эти работы перевернули всю его дальнейшую судьбу. Юношеское увлечение фотографией стало хобби, которое затем превратилось в профессию.

Он стал настоящим фотолетописцем Петербурга, запечатлевал самые разные события, связанные с жизнью города. К примеру, по его снимкам можно наглядно представить, как строили дамбу… Одна из главных тем для Валерия Лозовского — Пискаревское мемориальное кладбище.

— На протяжении десятилетий я приходил сюда с фотокамерой в дни памяти и скорби, — говорит он. — В объектив попадали незнакомые и знакомые, известные и неизвестные люди. Среди них — убеленные сединами ветераны войны, солдаты и генералы, наши современники, рабочие, ученые, учителя и учащиеся, главы государств, руководители города и его гости. За многие годы накопилось большое количество фотоснимков…

Как отмечает политолог Юрий Светов, Валерий Лозовский был одним из тех фотографов, кто очень активно запечатлел на фотокамеру общественную жизнь нашего города самых разных времен. В его объективе были политические деятели, в том числе в 1990‑х годах Анатолий Собчак и Владимир Путин.

— Были даже снимки, сделанные у Владимира Владимировича дома, — рассказывает Светов, — и когда он был избран президентом, одно из крупных иностранных информационных агентств обратилось к Лозовскому с предложением о приобретении этих фотографий, на что тот ответил категорическим отказом: «Мне было оказано доверие, и торговать им я не имею права»…

«Пилотный» выпуск альманаха «Фотолетопись Санкт-Петербурга» вышел в 2002 году. Одной из его ведущих тем была подготовка к 300‑летию Северной столицы. Вступление к альманаху автоматически стало лозунгом ко всей дальнейшей творческой деятельности фонда: «Фоторепортаж — это особый жанр, обладающий сильным эмоциональным воздействием! В нем тесно переплетается личное и историческое, создается родо­словная вашей семьи, дома, страны. Это издание открыто для сотрудничества как с профессионалами, так и с любителями, со всеми, кому дорога наша история, интересны судьбы людей».

С того времени фонд реализовал множество проектов. Один из них был посвящен почетным гражданам Петербурга. Редакция фонда выпустила более двух десятков альманахов «Фотолетопись Санкт-Петербурга» и «Фотолетопись России», десятки спецвыпусков из серии «Фотоочерки» и «Санкт-Петербург». В выставочном пространстве фонда «Центр фотожурналистики» (Нев­ский пр., 88) прошло более двадцати фотовыставок.

Нынче для большой выставки в Доме журналиста организаторы отобрали лучшие снимки из всех альманахов «Фотолетопись Санкт-Петербурга» и «Фотолетопись России». Всего — около ста снимков. Они очень разные, ведь для одних проектов фотографии подбирали в архивах, для других фотокорреспонденты выезжали «в поля». Но все эти работы созданы мастерами самого высшего класса.

Автором около четверти представленных на выставке работ является сам Валерий Лозовский. Нельзя не упомянуть и имена таких известных петербургских фотожурналистов, как Елена Бледных, Олег Миронец, Андрей Мухин, Александр Николаев, Дмитрий Фуфаев… На снимках, представленных в Доме журналиста, — самые различные страницы современной жизни Петербурга, связанные с его культурой, историей, выдающимися деятелями.

По словам организаторов, эта выставка — своего рода отчет перед родным городом и партнерами фонда «Петербургская фотолетопись». И вместе с тем старт сотрудничества фонда и Центра фотожурналистики с Домом журналиста — соседом по Невскому проспекту и по роду деятельности.

Экспонатами стали и сами альманахи, выпущенные фондом. Многие из них оказались настолько вост­ребованными, что их не то что уже не найти на полках магазинов — их практически не осталось в архиве редакции самого фонда. Каждый из них — свидетельство эпохи, ценность которого только возрастает со временем.

Самым «свежим» альманахом является тот, что был представлен широкой публике в январе нынешнего года, к 80‑летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Он озаглавлен «Фотолетопись России — Пискаревский мемориал». Разумеется, этот альманах вовсе не последний. Впереди — новые творческие проекты.


#Дом журналиста #фотолетопись #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 96 (7672) от 29.05.2024 под заголовком «Летопись нашего города».


Комментарии