В чистоте и комфорте: как Петербург повышает уровень качества окружающей среды

По итогам 2024‑го показатель качества окружающей среды в Северной столице составил почти 114 % и оказался выше федерального планового значения, установленного указом президента РФ на перспективу до 2030 года. Но в городе на Неве даже это считают недостаточным: на заседании правительства Петербурга одобрен проект новой «дорожной карты» мероприятий, способных сделать жизнь в мегаполисе еще более комфортной.

В чистоте и комфорте: как Петербург повышает уровень качества окружающей среды | ФОТО предоставлено пресс-службой губернатора Санкт-Петербурга

ФОТО предоставлено пресс-службой губернатора Санкт-Петербурга

«Надо двигаться вперед, — подчеркнул, говоря о принципиальной важности экологической политики, губернатор Петербурга Александр Беглов. — Ведь от того, насколько полно и качественно мы реализуем все аспекты охраны окружающей среды, зависят комфорт и безопасность жителей города».

Для того чтобы понимать ситуацию, стоит оценить реальность в цифрах. Методика расчета показателя качества окружающей среды включает в себя пять направлений работы в виде коэффициентов загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, качества работы с отходами и ликвидации несанкционированных свалок, а также сохранения лесного хозяйства. Правительством РФ утверж­ден единый для всех регионов комплексный показатель — на период до 2030 года он установлен на уровне 104,36 %. Но еще в прошлом году у нас он оказался превышен на 9,53 %.

За счет чего городу удается достичь таких результатов? Так, качество загрязнения воздуха у нас жестко контролируют три передвижные лаборатории и 25 автоматических станций комитета по природопользованию, а также десять стационарных постов государственной сети ФГБУ «Северо-Западное УГМС». К 2026‑му планируют обновить все городские станции мониторинга, а их количество увеличить до 30: новые автоматом замеряют воздух по 23 параметрам, тогда как старые — всего по шести.

Поскольку одним из основных источников загрязнения воздуха является автотранспорт (по итогам 2024‑го объем выбросов от него составил 140,2 тыс. тонн при общем 207,1 тыс.), Петербург активно переходит на использование экологически чистых видов топлива (в частности, природного газа), а также электромобилей. Цифры? Уже сейчас за счет внедрения электробусов и перевода автобусов на газ выбросы сокращены на 498 тонн в год. Что неудивительно: 70 % нашего общественного транспорта уже применяют экологически чис­тое топливо. А до 2030 года в рамках одного из десяти приоритетов развития Петербурга «Удобный общественный транспорт» предусмот­рена закупка 296 новых трамваев, 403 троллейбусов и 414 электробусов. «Продолжим обновление транспорта, несмотря на то, что уже перевыполняем федеральный показатель: только в этом году закупим около 650 единиц техники», — поясняет тенденцию Александр Беглов. Причем акцент делается на элект­робусах: сейчас их 42, а к концу 2025‑го будет уже не менее сотни.

В рамках перевода на экологически чистые виды транспорта идет работа и по переоснащению новой техникой коммунальной сферы. «Переход спецтехники на альтернативное топливо и электрические мини-погрузчики — стратегический шаг к улучшению городского хозяйства, — говорит по этому поводу председатель Жилищного комитета Петербурга Денис Удод. — Делаем ставку на комфорт (низкий шум), экологичность (нулевые выбросы) и качество (высокие стандарты безопасности)». Речь идет об оснащении городского хозяйства разрабатываемыми Ростехом электропогрузчиками — они менее шумные и могут использоваться для работ даже ночью: их тестирование запланировано в городе на конец 2025 года. И, согласно подсчетам, только применение 44 электрических мини-погрузчиков позволит сократить вредные выбросы в атмосферу города на 16,7 тонны в год.

В этом же направлении движутся власти и при формировании экологической политики в отношении прогулочных судов, которые генерируют 13,2 тыс. тонн выбросов. Осенью 2024‑го в Петербурге выпущено первое электрическое судно «Мойка 2.0», которое экологически чисто и бесшумно, обладает низкими эксплуатационными расходами, а благодаря небольшим габаритам отлично подходит для работы на внутригородских водных маршрутах. «Прогулочные суда-электроходы не дают вредных выбросов, благодаря чему вода в наших реках и каналах и воздух на набережных станут чище», — подчеркивает губернатор Петербурга. Резон для перевода 50 % водного транспорта на экологически чистые виды топ­лива явно есть: это позволит снизить выбросы почти на 3 тыс. тонн.

Что касается стационарных источников загрязнения, их доля не так уж и велика. Ведь благодаря упорной работе объем выбросов от них за последние четыре года сократился в Петербурге на 40 %. И, по данным за 2024 год, составляет только 66,9 тыс. тонн. Что вовсе не случайно: еще в 2023‑м подавляющая часть 900 городских котельных переведена на газ. А те маленькие ведомственные, которые еще есть у РЖД и Минобороны, город помогает модернизировать. В результате энергетический комплекс Северной столицы, который обычно и является главным источником загрязнения окружающей среды среди стационарных, по праву признан одним из самых чистых в стране.

Впрочем, качество воздуха в городе улучшают не только за счет снижения объема выбросов. Чтобы горожанам дышалось легче, в Петербурге разработана программа по увеличению площади зеленых насаждений на 30 % и созданию лесопаркового пояса площадью 174 тыс. га. «Развитие «зеленого каркаса» города и создание новых зеленых зон для комфортного отдыха горожан — приоритет развития Петербурга», — подчеркивает вице-губернатор Алексей Корабельников. Увеличение объема «зеленых легких» мегаполиса происходит неспроста: 1 га насаждений «собирает» до 75 тонн пыли в год, а благодаря им снижаются уровни газового загрязнения и шума. Перечень зеленых насаждений пополнится 151 новой территорией, общее число зеленых зон достигнет 7927, а площадь вырастет на 297 га — они появятся в каждом из 18 районов города, улучшая тем самым качество жизни петербуржцев. И уже в этом году в планах благоустройства больше 50 объектов. Активно участвовать готовы и сами петербуржцы: порой на озеленение парков, скверов, бульваров и улиц приходят целыми семьями.

Петербург последовательно улучшает и качество работы с бытовыми отходами. «К 2030‑му необходимо обеспечить сортировку 100 % отходов, а долю захоронения на полигонах уменьшить до 50 %. Сейчас мы укладываемся в нормативы», — констатирует глава города. Достижения тоже имеются. Благодаря реформе обращения с твердыми коммунальными отходами за три последних года в рейтинге «Российского экологического оператора» город поднялся с 67‑го на 7‑е место. А во время ­ПМЭФ-2025 подписаны четыре стратегических соглашения на сумму 22 млрд рублей, направленных на развитие экологической инфраструктуры Петербурга. Ввод в эксплуатацию новых производств снизит нагрузку на полигоны, улучшит экологию районов, обеспечит ресурсами вторсырья предприятия и сформирует условия для безопасной среды, сделав цикл переработки отходов практически замкнутым. Дополняет картину и масштаб внедрения раздельного сбора отходов: в 2024‑м так у нас собрали уже 10 тыс. тонн — на 16 % больше, чем в 2023 году.

Что касается вопроса ликвидации несанкционированных свалок, в 2024‑м их число в Петербурге сократили более чем вдвое. Город вернул в хозяйственный оборот почти 55 га земли, а число жалоб жителей по этому поводу по сравнению с 2023‑м снизилось на 30 %. Наибольшее количество свалок ликвидировано в Петродворцовом, Курортном и Колпинском районах, а в Московском и Приморском перестали существовать самые крупные по площади и объему. В этом году на ликвидацию незаконных свалок в границах Северной столицы выделено свыше 924 млн рублей — работа продолжается.

Вполне могут позавидовать петербуржцам жители иных регионов и по части качества очистки сточных вод: по статистике, ее проходят 99,8 %. А к 2030‑му будут очищать все 100 %. При этом темпы работы завидные: за последние пять лет объемы сброса неочищенных сточных вод в Северной столице сократились почти на четверть, а уровень очистки стоков достиг одного из самых высоких показателей среди мегаполисов региона Балтики. В настоящее время в рамках федерального проекта «Вода России» в городе приступили к комплексному оздоровлению 15 объектов исторической гидросистемы Царского Села и начали восстановление Суздальских озер. Завершается строительство коллектора на Петровском острове, ведется строительство сетей в Колпине и Петроградском районе. А в планах — Каменный остров, Центральный и Адмиралтейский районы, а также Красногвардейский район, где начнут реализацию второго этапа Охтинского коллектора.

Все это говорит об одном: в Петербурге удалось не только сформировать, но и реализовать продуманную до мелочей экологическую политику, которая уже сейчас позволяет делать жизнь горожан безопаснее и комфортнее. Снижение объема вредных выбросов. Модернизация очистных сооружений. Системное озеленение… И масса иных действий, которые ясно дают понять: это не точечные проекты, а элементы единой городской стратегии в сфере экологии, направленной на превращение Петербурга в удобный и притягательный для жизни город.

Читайте также: 

Главная верфь России. Петербург остается лидером военного и гражданского судостроения страны

Пробовать и побеждать. В Петербурге создали одну из самых успешных систем самореализации молодёжи


#окружающая среда #уровень качества #повышение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7995) от 18.09.2025 под заголовком «В чистоте и комфорте».


Комментарии