В четырёх районах Петербурга стартовала дифференцированная система оплаты парковки
Теперь тариф зависит не только от категории транспортного средства, но и от уровня загрузки парковки. Наиболее востребованные у автомобилистов — они же и самые дорогие. А самой бюджетной окажется стоянка на удаленных от центров притяжения горожан тихих и пустынных улочках. Заявленные транспортным ведомством цели изменений — снижение уровня загрузки парковочного пространства в историческом центре, рациональное распределение транспортных потоков, сокращение «блуждающего» трафика (это когда автомобили накручивают круги в поисках свободного местечка) и повышение оборачиваемости парковочных мест.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
— С введением платной парковки в Петербурге, начиная с 2022 года, средняя скорость в центральной планировочной зоне выросла до 26 км/час, но в 2024‑м мы наблюдали тенденцию ее снижения до 25 км/час — скорее всего, из‑за увеличения коэффициента загрузки платной парковки, — объяснил необходимость изменений генеральный директор Центра транспортного планирования (ЦТП) Рубен Тертерян в ходе брифинга в понедельник. — Тариф 100 рублей перестал быть сдерживающим, отсекающим фактором, коэффициент загрузки центра города начал расти и превысил 85 % на 67 % улично-дорожной сети. Найти место для машины стало сложнее, особенно на оживленных магистралях, появился дополнительный блуждающий трафик. Сейчас вводятся новые тарифы, а к концу года мы оценим эффект — какой мы планировали и какой будет достигнут в реальности.
Цель платной парковки, отметил Тертерян, — обеспечить возможность беспроблемной стоянки всем желающим, но только краткосрочной. Оптимально — на период до полутора часов.
— Мы хотим сделать так, чтобы центрально-планировочная зона была гостеприимной и свободной для людей, приезжающих сюда с социально-культурными или деловыми целями: встретиться и уехать, — пояснил Тертерян.
По его словам, статистика Городского центра управления парковками (ГЦУП) показывает: около половины автомобилистов паркуются в центре менее чем на полчаса, 78 % — не более полутора часов (правда, тут сосчитаны только те, кто оплачивает парковку, без учета льготников и местных жителей с действующими разрешениями).
— Это и есть наша целевая группа, мы хотим именно для этой категории автомобилистов обеспечить наиболее комфортные условия, цель — дать возможность горожанам беспрепятственно поставить машину на час-полтора, а нормируемое предельно допустимое время стоянки в зоне платной парковки — 2,5 часа, — уточнил гендиректор ЦТП. — Методические документы не рекомендуют, чтобы в платной зоне машины стояли дольше. Сейчас 22 % пользователей оставляют машину более чем на полтора часа, многие — на пять часов и более. Пять часов — это уже ближе к рабочим целям поездки, чем к культурным или деловым. Мы хотели бы сократить рабочие поездки с долгой парковкой примерно на 15 %, — пояснил чиновник.
Как сообщил Тертерян, сейчас 26 – 27 % поездок в городе осуществляются на индивидуальном транспорте, включая такси. Вводя новую тарифную систему и поднимая цены на парковку, власти рассчитывают снизить количество горожан, приезжающих на работу в центральную планировочную зону на личных авто, пересадив их на общественный транспорт — его 400‑метровая пешая доступность здесь обеспечена.
Гендиректор ЦТП рассказал, чем специалисты руководствовались, рассчитывая минимальные и максимальные коэффициенты, и какие показатели легли в основу установленных тарифов.
— При установлении тарифов использовались поправочные коэффициенты, которые рассчитываются от уровня загрузки парковочного пространства, а также от оборачиваемости парковочных мест, — пояснил Рубен Тертерян. — Места с высокой оборачиваемостью имеют сниженный коэффициент загрузки и меньшую плату. А там, где машины стоят дольше, вводится повышающий коэффициент. Таким образом будем пытаться сбалансировать спрос и предложение. Места, которые не пользуются спросом, будут более дешевыми и доступными для автомобилистов. Мы считаем, что такое распределение более справедливое. Понижающий коэффициент в итоге получили 14,5 % платного парковочного пространства.
Как распределены улицы по уровню загрузки и цене, можно увидеть на карте, вывешенной на сайте ГЦУП. Там улицы-зоны с разными коэффициентами покрашены в зеленый, желтый, оранжевый и красный цвета.
Самые свободные — с коэффициентом загрузки КЗ-1 — зеленые. Это те парковки, где специалисты ГЦУП оценили загрузку менее чем в 50 %, так что здесь будет действовать половинный тариф от базового. Базовый — на улицах с 50 – 70‑процентой заполненностью (КЗ-2), они на карте обозначены желтым цветом. А далее идут зоны с повышающими коэффициентами: оранжевый (КЗ-3) с загруженностью 70 – 85 % и красный (КЗ-4) — более 85 %.
Установленный с 15 октября базовый тариф для легковушек — 200 рублей за час — будет работать на всех «желтых» участках. Оставить авто на час на «оранжевых» улицах обойдется в 280 рублей, на «красных» — 360 рублей. А вот участки, окрашенные в зеленый, теперь обещают существенную экономию, ведь здесь применяется понижающий коэффициент, так что парковка автомобиля категории В будет тут стоить прежние 100 рублей.
И наверняка многие водители предпочтут поставить авто на тихой улочке подальше от места назначения и прогуляться до него 200 – 300 метров ради столь существенной экономии. Это, по замыслу транспортных чиновников, наряду с ожидаемым уменьшением трафика, облегчит дорожную ситуацию в историческом центре, ведь транспортные средства из зон с высоким уровнем загрузки перетекут в зоны с низким, что поможет выровнять среднюю загруженность всей зоне платной парковки.
— Местные жители почувствуют, насколько хорошо жить в центре города, даже несмотря на узкие улицы и трафик, ведь запарковать свой транспорт недалеко от дома им станет проще, — обещает директор Городского центра управления парковками Михаил Курдяев.
По его словам, абсолютное большинство горожан (около 95 %), оставляющих свои машины в ЗПП, используют для оплаты электронные приложения. Для них процесс никак не изменится: приложение само определит тот участок, в котором автомобилист находится, и подскажет, какой тариф там действует.
— Мы напряженно к этому готовились, сделали приложение, адаптированное к новым тарифам, — сообщил Курдяев. — Карта зоны платной парковки с участками по четырем категориям выложена также на сайте ГЦУП. Я всем рекомендую с ней ознакомиться, определиться со способом оплаты и спокойно продолжить пользоваться платной парковкой по новым дифференцированным тарифам. Возможно — заранее поискать менее загруженную и более дешевую зону для стоянки… Информация об изменениях выложена в нашем телеграм-канале, пользователи приложения будут проинформированы через push-уведомления и SMS. В паркоматах загружен справочник улиц для определения тарифа. В городе установлено более 20 тысяч табличек, на которых размещена вся информация с тарифами. Сделаем все, чтобы переход был максимально комфортным. Мы ждем хорошего результата для центра нашего города. Не стоит беспокоиться и местным жителям — парковочные абонементы резидентов продолжат действовать до истечения их срока действия.
На вопрос об ожидаемом эффекте от введения дифференцированных тарифов заместитель председателя комитета по транспорту Александра Бахмутская ответила:
— Нам бы не хотелось, чтобы уровень загрузки платной парковки превышал 70 – 85 %. Количество улиц с КЗ-4 нужно минимизировать, чтобы в основном были КЗ-2 и КЗ-3. Уровень загрузки парковочных мест будет постоянно мониториться, соответственно, возможны как повышение, так и снижение тарифов в зависимости от изменения ситуации.
Порядок определения уровня загрузки парковок утвержден распоряжением от 12 сентября 2025 года №432‑р. Сбор и обработка данных осуществляется центром управления парковками.
Но вот о том, с какой периодичностью могут меняться тарифы, никто из участников брифинга прямо не сказал. Однако заверили: быстрых тарифных изменений «в течение дня» горожанам опасаться точно не стоит.
— Тарифы установлены — теперь к ним нужно привыкнуть, — заметил Михаил Курдяев.
На вопрос, намерены ли власти города еще расширять ЗПП, Александра Бахмутская ответила:
— В декабре заработают еще 29 участков платной парковки в центральной планировочной зоне, которые изначально в нее не были включены (находились на ремонте, были закрыты или по другим причинам), — там добавится порядка тысячи парковочных мест.
А вот планы по включению новых районов в зону платной парковки, по ее словам, будут зависеть от реакции горожан на сегодняшние изменения:
— Мы посмотрим, как отреагируют жители на введение дифференцированного тарифа и как изменится востребованность уже сформированного платного парковочного пространства…
Читайте также:
В Петербурге ввели новую дифференцированную систему тарифов на оплату парковки
Тариф тарифу рознь. Какие изменения в оплате парковки уже произошли и ожидаются
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (8014) от 15.10.2025 под заголовком «Четыре цвета осени».





Комментарии