В болоте у Синявинских высот нашли останки неизвестных солдат

На Синявинских высотах завершился слет поисковиков Петербурга. В нем приняли участие представители почти тридцати отрядов. Были гости из Ленинградской области, Самары, Москвы, из Белоруссии.

В болоте у Синявинских высот нашли останки неизвестных солдат | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Подавляющее большинство– молодежь, но немало и «ветеранов» поискового движения. Встретил даже «поисковую семью»: маму, папу и пятерых детей – двух девочек-подростков и троих сыновей. Самый младший, Миша, во время раскопок отметил свой день рождения: ему исполнилось шесть лет. Мечтает откопать танк.

– Мы с мужем начали с экспедиции «Волховский фронт» в Апраксине, проходившей в прошлом году, – поясняет Юлия Прокопец, в «обычной жизни» – менеджер по продажам. – Детям тоже стало интересно. Теперь мы не пропускаем ни одной экспедиции. Детям очень нравится, они гордятся, что участвуют в таком деле...

А вообще, как заметила Юлия, она приняла эстафету от своих родителей: они участвовали в первых поисковых экспедициях еще в конце 1980-х годов.

– Радует, что многие из тех, кого я увидела на первом слете в прошлом году, прошедшем на Невском пятачке, теперь уже приехали как опытные поисковики. Есть все-таки в нашем деле что-то такое, что заставляет людей вновь и вновь отправляться в экспедиции. Несмотря на то что физически это очень тяжелая работа, весьма далекая от романтики, – рассказала начальник отдела поисковой работы центра патриотического воспитания «Дзержинец» Кристина Соболева.

Впрочем, слет – это не только тяжелый труд и спартанский образ жизни. Это и своеобразный образовательный центр, и романтика походной жизни. Каждый вечер – встречи с историками и коллегами-поисковиками, песни под гитару, просмотр фильмов про войну – как старых советских, так и новых.

Провели участники слета и субботник на мемориале: помыли таблички и мемориальные плиты, вычистили сорную траву с братских могил за щитников Ленинграда, расчистили и привели в порядок плац перед сценой, убрали мусор в окрестностях. Территория требует постоянного ухода, которого, увы, здесь не всегда хватает...

Расположился лагерь поисковиков буквально в сотне метров от знаменитого мемориала. Там, где в 1943-м были позиции вермахта: отсюда противник держал под обстрелом всю территорию синявинских болот, вплоть до Ладожского озера.

В немецких траншеях до сих пор можно найти широкие алюминиевые дуги, которые использовались для устройства «лисьих нор». Эти приспособления ставили на дно траншеи и сверху засыпали землей. Те, что нашли поисковики в ходе слета, проведя спецоперацию «Лисьи норы», передадут в музеи поискового отряда «Атака», который действует на базе Царскосельского дома молодежи, и подростково-молодежного центра «Лигово» в Красносельском районе.

Места возле мемориала за много лет хорошо исхожены поисковиками. Но они и тут находят бойцов, которых «забыли» похоронить во время войны. Всего же за время слета, который проходил десять дней, были об наружены останки шестнадцати красноармейцев. Увы, все они безымянные, но подняты подписная ложка и ремень с инициалами, так что есть надежда узнать имена хотя бы некоторых...

Вместе с участниками отряда «Атака» мы спускаемся с гребня Синявинских высот, идем через бывшую нейтральную полосу, разделявшую позиции вермахта и Красной армии, пересекаем две бывшие насыпи, на которых когда-то были проложены узкоколейные железные дороги – по ним до войны вывозили торф, который здесь добывали. Спустившись в низину, прекрасно понимаешь, в каком выгодном положении был противник: все пространство – как на ладони. Каждая кочка была пристреляна.

Поиск_Гл.jpg

ФОТО АВТОРА

– За насыпями были передовые позиции наших войск, – поясняет командир «Атаки» Кирилл Королев. – Леса, который там сейчас, во время войны не было. Голое пространство, изрытое воронками и покрытое деревянными настилами. Выкопать окопы и траншеи в торфяном болоте было практически невозможно: они тут же наполнялись водой.

Впрочем, и сегодня так же: раскоп, который сделали поисковики, наполняется водой за несколько часов, из него практически постоянно приходится вычерпывать воду ведрами, передавая их друг другу по цепочке...

– Помпой пользоваться невозможно: вода очень грязная, фильтр бы постоянно засорялся. Все вручную, – объясняет Королев. – Но, даже откачав воду, приходится работать в болотной жиже.

Место раскопа определила разведка: металлоискатель «запикал» на железо. Оказалось – солдатская кружка. Стали копать – наткнулись на пятерых бойцов, погибших, по всей видимости, в 1943 году. Вероятно, тут был расчет пулемета «Максим», затвор от которого тоже стал одной из находок. Останки были под большим деревом, его пришлось спилить, а затем еще и выкорчевать, чтобы добраться до них. Один из найденных красноармейцев, судя по амуниции, – сержант, командир пулеметного расчета.

Когда работы на раскопе были закончены, Кирилл Королев уточнил: нашли не пять, а шесть бойцов. Все безымянные, и нет ни одной подписной вещи. Едва ли есть шанс узнать их имена: они так навсегда и останутся неизвестными героями, павшими в битве за Ленинград.

#поисковый отряд #останки #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (6746) от 21.08.2020 под заголовком «16 неизвестных солдат».


Комментарии