В 2025 году исполняется 325 лет со дня рождения Бартоломео Франческо Растрелли

Петербург невозможно представить без его блестящих творений: Смольного собора и дворцов — Зимнего, Царскосельского, Строгановского, Большого Петергофского. Растрелли стал символом русского барокко в архитектуре.

В 2025 году исполняется 325 лет со дня рождения Бартоломео Франческо Растрелли | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

С одной стороны, странно, что памятная дата не отмечается широко и официально. Но с другой — произведения архитектора всегда находятся рядом с нами. Он своим талантом поставил себе памятник рукотворный, к которому не зарастет народная тропа. Ведь абсолютное большинство его зданий успешно используются как общественные пространства — храмы и музеи.

Растрелли современен, и об этом рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Алексей Лепорк, историк архитектуры и культуролог:

Растрелли — самый праздничный из петербургских архитекторов. И дело совсем не в обилии орнаментов или всяческих украшений, ведь есть масса домов, где их неизмеримо больше, к примеру, Павла Сюзора. Дело — в самом строе и настрое нарядности. Есть мера, точность и рассчитанный эффект.

Феномен Растрелли в том, что он первым из петербургских архитекторов смог придать местный оттенок стилю, и настолько уникальный, что Растрелли узнается сразу. Один Смольный собор — шедевр шедевров: придумать пятикупольный храм в эпоху барокко — задача задач. Западный храм был бы с одним куполом, а тут пять. Только на самый первый взгляд кажется, что задача не очень хитрая, а как общий силуэт придумать? Именно Растрелли удалось придать кружевам на северном небе совершенно неповторимо цельный облик, это словно рокайльное платье с широкими фижмами. Или длинный фасад Екатерининского дворца в Царском Селе! Никому не удалось бы внести тонкое разнообразие в такой бесконечно протяженный фасад, насытив его гибкой динамикой и нюансами.

И главное — цвет! Он первым понял, что для Севера нужны особые сочетания. Отсюда растреллиевская контрастность — голубое, золото, белое. И то, что потом часть его зданий поменяла цвета, — только свидетельство развития идей Растрелли. Уверен: нынешний Зимний дворец — бирюзовый, а не охристый — ему бы больше понравился. В нем есть визуально ударный эффект и зримость даже на фоне зимней серости, а Растрелли это любил.

Читайте также:

В Петербурге круглый стол по проблеме сохранения монументального искусства советского времени

Это не лес, это памятник. Каким может быть мемориал первостроителям Петербурга?


#Бартоломео Растрелли #архитектор #барокко

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (8043) от 26.11.2025 под заголовком «Праздничный архитектор».


Комментарии