Ужесточат ответственность: как в Петербурге обезопасят пешеходов от «лихачей» на двух колёсах?
Даже зимой петербургские улицы были для пешеходов отнюдь не безопасны. Виной тому — курьеры на электровелосипедах, которые упорно игнорируют Правила дорожного движения, не обращают внимания на знаки и сигналы светофора. Они регулярно врезаются в пешеходов и автомобили. Более того, после любой аварии просто убегают, рассчитывая на полную безнаказанность. А на днях в Петербурге открыли и сезон для электросамокатов.

ФОТО Семена ЛИХОДЕЕВА/ТАСС
Приведем официальные данные, которые предоставили нашей газете в Главном управлении МВД по Петербургу и Ленинградской области. Так, за 2024 год в нашем городе было зафиксировано 315 ДТП с участием горе-велосипедистов. В результате таких ДТП погибли 6 участников дорожного движения и 310 получили различные травмы.
За это же время на 32,5 % выросло количество аварий с участием других СИМ. Всего произошло 208 таких ДТП, в которых пострадали 212 человек. Причем в 94 случаях виноваты именно водители двухколесного транспорта. За сезон 2024 года за нарушение ими ПДД и езду в состоянии алкогольного опьянения было возбуждено 4,5 тысячи административных дел.
И это лишь те резонансные случаи, которые попали в сводку МВД. Реальных же ЧП с таким видом транспорта, скорее всего, намного больше.
И вот теперь в начале марта оседлали своих железных коней и самокатчики. Сколько единиц техники кикшеринговые компании предложат петербуржцам в нынешнем году, еще неясно. Но что‑то подсказывает, что не меньше, чем в прошлом, когда в городе колесили порядка 50 тысяч прокатных электросамокатов. И вот тогда на городских тротуарах станет по‑настоящему тесно, а кривая ДТП закономерно пойдет вверх.
Как обезопасить пешеходов от лихачей на двух колесах, различные ведомства ломают голову не один год. О многих предложениях мы уже не раз писали, поэтому повторяться смысла нет. Расскажем о последних.
В частности, активно обсуждается предложение вообще запретить ездить по тротуарам на электровелосипедах и электросамокатах. Чтобы все, кто управляет СИМ с электроприводом, передвигались только по проезжей части, а при необходимости проехать по тротуару спешивались бы и вели своих железных коней рядом с собой.

Что же, такую инициативу пешеходы, возможно, поддержат, а вот автомобилисты — вряд ли. Кому охота делить дорогу с лихачом, который абсолютно не соблюдает правила. При этом ответственность за любое ДТП несет именно владелец авто. А потом — вы верите, что курьер с моторчиком будет идти по тротуару пешком? Лично я — не очень.
Разрулить ситуацию пытается и Минтранс РФ. Ведомство подготовило проект изменений в ПДД, приравнивающий пользователей электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) к водителям транспортных средств. А это значит, что они должны нести ту же ответственность, что и автомобилисты.
«Средства индивидуальной мобильности плотно входят в повседневную жизнь горожан, в разы ускоряя пешеходное перемещение. Повсеместное распространение диктует необходимость обеспечения их безопасной интеграции в городскую среду, обеспечения безопасности пользователей СИМ и пешеходов. Минтрансом России подготовлен проект изменений в ПДД, который по результатам правоприменительной практики дополняет действующее регулирование. Изменениями в ПДД пользователь СИМ будет квалифицироваться как водитель транспортного средства и нести соответствующие обязанности и ответственность», — пояснили в ведомстве
В документе будет четкое и понятное разграничение между СИМ, велосипедом и мопедом. Кроме того, введут однозначный запрет движения на средствах индивидуальной мобильности более одного человека вне зависимости от конструкции. Изменения определят и дополнительные параметры движения СИМ, усиливающие приоритет пешехода. Так, предлагается ограничить скорость движения средств индивидуальной мобильности до десяти километров в час при сближении с пешеходами.
«Кроме того, более жестко будет регулироваться движение СИМ в местах возможного внезапного появления пешеходов (арки, углы зданий). Также запрещается требовать от пешехода пропустить СИМ, в том числе путем подачи звукового сигнала», — отмечают в Минтрансе.
Правила движения средств индивидуальной мобильности в ПДД действуют в России с 1 марта 2023 года. Ими, в частности, ввели ограничения по скорости движения, использованию той или иной инфраструктуры в зависимости от возраста пользователя СИМ, установлен приоритет пешехода над пользователем таких средств.
Параллельно с изменениями в ПДД Госдума готовит поправки к КоАП, которые ужесточают ответственность для водителей СИМ. Документ прошел первое чтение в июле 2024 года, сейчас готовится ко второму.
Там, в частности, за управление СИМ в состоянии опьянения предписаны санкции до 30 тыс. рублей, а за превышение установленной скорости — от 500 до 5000 рублей. МВД в свою очередь готовит документы, вводящие обязанность регистрировать СИМ и получать на них номера.
То есть предложений много. Но когда они обретут законодательную силу, сказать сложно. А новый самокатный сезон уже стартовал, и горожанам снова приходится ходить по улицам с оглядкой. Дабы не стать жертвой очередного лихача.
МЕЖДУ ТЕМ
Петербургский комитет по транспорту заключил соглашение с кикшеринговыми компаниями о правилах работы самокатов в этом году. В частности, сервисы будут предоставлять двухколесный транспорт горожанам в аренду только в погожие дни при температуре выше +1 градуса. Также сервисы начнут отключать электросамокаты от системы в дождь, снегопад и при значительном похолодании.
Читайте также:
Тормоз для СИМ: рынок арендных самокатов ждут перемены
Как прежде не прокатит. В Москве вводятся новые правила выдачи электросамокатов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (7867) от 14.03.2025 под заголовком «Найти управу на лихачей».
Комментарии