Узелки на пятилетку

Прошедшее в Смольном совещание стало первой «контрольной точкой» в проекте по модернизации существующих и созданию новых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), стартовавшем в Петербурге осенью прошлого года. По заказу комитета по транспорту разработчики составили программу «узлового» развития, состоящую из 60 ТПУ, без которых, по их мнению, транспортно-людские потоки не разрулить и передвижение по мегаполису быстрым не сделать.

Узелки на пятилетку  | Станция метро «Южная» («Шушары»), к которой пойдет первый в Петербурге двухпутный тоннель, станет ядром одного из новых транспортно-пересадочных узлов.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Станция метро «Южная» («Шушары»), к которой пойдет первый в Петербурге двухпутный тоннель, станет ядром одного из новых транспортно-пересадочных узлов.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В какую сумму может вылиться ее полная реализация, страшно даже вообразить – один только узел «Девяткино» в Мурине с автовокзалом, разноуровневой развязкой и выходом на КАД «тянул» на 36,7 млрд рублей. Именно масштаб требуемых инвестиций позволил скептикам усомниться в реализуемости этого проекта.

Впрочем, инициаторов и разработчиков такая реакция не смутила. Из шести десятков будущих ТПУ они выбрали 11 первоочередных объектов, которые предстоит реализовать до 2020 года. Речь идет об уже сложившихся естественным путем и нуждающихся в разного рода усовершенствованиях транспортно-пересадочных узлах, обеспечивающих стыковку существующей городской сети с новой на периферии – и прежде всего с «легкорельсом» (предполагалось, что к концу 2015-го он уже перейдет от стадии мечты к началу реализации). Это ТПУ «Сенная площадь», «Пулково», «Балтийская», «Купчино», «Шушары-Южная», «Рыбацкое», «Площадь Ленина», «Удельная», «Парнас», «Балтийская жемчужина» и «Путиловская» – на их достройку с расшивкой «узких мест» отводились 2014 – 2020 годы.

На границах Петербурга и Ленинградской области расположено шесть ТПУ: «Парнас», «Купчино», «Шушары», «Девяткино», «Юго-Восточная» (Кудрово) и «Рыбацкое». Из этой группы впоследствии выбрали четверку «самых первоочередных» – «Рыбацкое», «Купчино», «Парнас» и «Шушары-Южная».

Что же сделано за год?

Как рассказал на совещании директор АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Кирилл Поляков, по трем пилотным ТПУ («Удельная», «Балтийская жемчужина» и «Путиловская») уже завершены предпроектные работы – с анализом градостроительного развития территорий на 10 и на 20 лет вперед, составлением перечня объектов в составе ТПУ, объемно-пространственным решением сооружений в их составе, с расчетом объемов реконструкции и строительства улично-дорожной сети и предложениями по перекладке инженерных коммуникаций.

Наметились подвижки и для одного из главных петербургских центров пересадки в исторической части города – «Сенной площади». Здесь предстоит оборудовать места накопления общественного транспорта, изменить организацию движения и построить подземные пешеходные переходы. На реконструкцию уже получено положительное заключение государственной экспертизы. В рамках госконтракта в 2016 – 2017 гг. будет разработана рабочая документация по объекту. Выполнение строительно-монтажных работ запланировано на 2018 год.

Модернизация ТПУ «Рыбацкое» предполагает строительство трамвайного пути, остановок для будущего «легкорельса», который должен обеспечить связь с Колпином, а также пешеходных галерей и перехватывающего паркинга. Ожидаемый срок реализации – 2015 – 2020 гг. Уже выполнен первый этап: определена зона влияния ТПУ «Рыбацкое», состав и объем объектов, емкость перехватывающей парковки, входящей в состав этого узла. По мнению разработчиков, для подключения к нему Металлостроя, Колпина и ряда поселений Ленинградской области необходимо построить продолжение улицы Кибальчича с выходом на Лагерное шоссе, ул. Оборонную и Петрозаводское шоссе с сооружением путепровода в районе железнодорожной станции Рыбацкое, а также продолжить Оборонную в обход Отрадного и Кировска с выходом на Мурманское шоссе.

«Купчино» – это еще один ключевой узел на связи Колпино – Петербург. Он будет состоять из новых автовокзала, паркинга и двух веток легкого рельсового транспорта: от аэропорта «Пулково» до будущей станции метро «Южная» и от Купчина до города-спутника Южный. Реализация – 2015 – 2020 гг. Возможно, это один из самых труднореализуемых проектов, ведь осуществить его попытаются за счет привлечения внешних инвестиций.

ТПУ «Шушары-Южная» включит в себя станцию метро «Южная», легкорельсовый транспорт от метро до Колпина и автобусную сеть. По плану работ на 2015 – 2016 гг. НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга сейчас занимается проектами планировки и межевания территории квартала, ограниченного улицами Автозаводской, Софийской, проектируемой магистралью и Автозаводским проездом.

В рамках реализации проекта ТПУ «Балтийская» намечено реконструировать обе стороны набережной Обводного канала на участке от улицы Циолковского до Варшавской с устройством разноуровневой развязки с разворотным мостом и надземным пешеходным переходом.

Чтобы развязать узел аэропорта «Пулково», прежде всего требуется создать коридор для трассы легкорельсового транспорта. Положительное заключение госэкспертизы получено еще в ноябре 2013 года. Чемпионат мира по футболу-2018 все ближе, дело за деньгами...

Проект ТПУ «Площадь Ленина» – один из самых «продвинутых»: завершено проектирование двух подземных пешеходных переходов, имеются планировочные решения по организации подземной парковки на площади перед вокзалом.

Для пересадки «Юго-Восточная» (Кудрово) выполнена предпроектная документация, однако сроки реализации этого проекта зависят от строительства станции метро «Юго-Восточная» либо принятия решения о запуске скоростного трамвая от метро «Дыбенко» до деревни Кудрово.

Во Всеволожском районе, в Мурине, планируется создание логистически развитого транспортно-пересадочного узла «Девяткино» с автовокзалом, транспортной развязкой в разных уровнях и с Кольцевой автодорогой. Здесь срок реализации совсем уж дальний – до 2021 года. Оно и понятно: этот узел рассчитан на перспективный пассажиропоток к 2030 году до 170 тысяч человек в сутки.

Градостроительные справочники определяют ТПУ как «комплекс объектов недвижимого имущества с объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой».

С комфортностью и безопасностью собственно перемещения по городу все более-менее понятно. Но вот какое время, потраченное на дорогу, считать нормальным и комфортным для жителя пятимиллионного города, а какое – нет? Оказывается, по существующим градостроительным нормам, путь петербуржца от дома до работы с любыми пересадками должен занимать не более 46 минут.

Пока это правило не выдерживается для 60% территории города.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (5581) от 06.11.2015.


Комментарии