Уйти с улицы. Как в Петербурге помогают бездомным
Навес из подручных материалов. Точнее, брезентовое полотнище, натянутое на веревки и подпертое здоровенным суком. Получилось нечто вроде палатки, выстланной внутри какой-то ветошью. Вокруг – «домашнее хозяйство»: кострище, обложенное камешками, сиденья из неопределимых материалов и грязные баулы с вещами. Жилье в козырном месте: на самом берегу Невы недалеко от «Крупы» – знаменитой книжной ярмарки.
Пустеют летние квартиры «свободных людей»... / ФОТО АВТОРА
Летом палатку маскировала прибрежная зелень. А теперь, когда листопад почти иссяк, ее можно лицезреть. Хозяина пришлось «отлавливать» три дня. При встрече мужичок был зол, явно не хотел общаться. Брезгливо отвернулся от «взятки» в виде стаканчика кофе. Впрочем, через пару секунд милостиво принял подношение, очевидно, смирившись с тем, что бутылки не будет.
За кофе удалось узнать немногое. Обитатель палатки представился (похоже, соврал): «Ну Вася». Бомжем себя не признал, сказал, что комнатка имеется. «Но там живут (непечатно)». А почему поселился на берегу? «Да достало все!»
Летом в палатке у НуВаси клуб для тех, кого тоже все достало. Бывают и дамы. В общем, у него все о,кей, и он, похоже, не испытывает ни малейшего желания менять образ жизни: свободен от потребностей, от обязанностей, от условностей.
По информации сотрудников благотворительной организации «Ночлежка», далеко не все бомжи реально являются лицами без определенного места жительства. Некоторые ушли на улицу потому, что так захотели. Жизнь без правил для них – ценность. И это не только российское явление. Клошары есть во всех странах.
Вот какую информацию удалось найти в иностранных газетах – по крупицам.
В Японии немало граждан живут на улицах. При этом многие вполне социализированы: ходят на работу и платят налоги. У некоторых жилье имеется, просто они сдают его в аренду. В общем, обитают в коробках, чтобы скопить денег.
В Германии бездомным выдают удостоверения, которые позволяют бесплатно ездить в городском транспорте, посещать общественную «столовку», бесплатно и безопасно (полиция гонять не будет) ночевать в парках и даже на станциях метро.
В США для бездомных строят палаточные городки: медицинская помощь, еда, культурный досуг у телевизора или у компьютера... Пособие (страшно сказать, какое) – 1,2 тысячи долларов в месяц. Впрочем, это уж как решит штат.
В Великобритании есть множество благотворительных организаций, которые обеспечивают бездомных едой и одеждой. Государство этим не занимается. Зато существует госпрограмма предоставления им жилья. В одной из газет удалось вычитать такую вот историю: целая семья объявила себя бездомной, чтобы получить от государства квартиру в том районе, где учатся дети.
У нас в Петербурге для бомжей создана целая сеть заведений. Работают 13 государственных домов ночного пребывания. Легче сказать, в каких районах их нет: в Выборгском, Колпинском, Курортном, Приморском и Фрунзенском. Зато власти этих районов в холодное время года неизменно ставят палатки для обогрева и подкармливают людей.
Для «ночлежников» прописаны жесткие правила. Ночевать позволительно лишь при предъявлении паспорта и справок о здоровье. Пьяных не пускают, заразных больных – тоже. Их, по правилам, полагается отправлять в медицинские заведения или в полицию. На самом деле такие «клошары» приходят в государственную ночлежку крайне редко.
Это именно ночлежка. То есть днем здесь находиться нельзя. Исключение составляют те, кто предъявил документальное доказательство, что работает в ночную смену. Заведение предоставляет койко-место, один ужин, первую доврачебную помощь. Также соцработники могут помочь с восстановлением документов, проконсультировать по юридическим вопросам.
Фонд «Ночлежка» может не только «баньку истопить», накормить и спать уложить, но и приодеть. Причем весьма прилично.
То есть возможность выбраться из ямы имеется. И в Петербурге есть такие примеры. Самый яркий – наиярчайший! – Вячеслав Раснер. Этого человека волонтеры «Ночлежки» раскрутили до уровня легендарной личности, модного гида по центру Петербурга. Газеты, телевидение, социальные органы водили вокруг него хороводы. В конце концов Раснер получил жилье в соцнаем, вылечил зубы, начал зарабатывать. Правда, из моды вышел. Но так ведь и с улицы ушел.
НуВася с улицы уходить не собирается. Во всяком случае пока Нева не покроется льдом. Что ж, закон не запрещает.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (7042) от 01.11.2021 под заголовком «Крыша для НуВаси».
Комментарии