Устремляя взор к небу

Сегодня в Царском Селе – торжества. На освящение восстановленного храма в честь преподобного Сергия Радонежского соберется множество высоких гостей как духовного звания, так и мирского (в связи с чем с раннего утра будут перекрыты многие улицы и дороги). Чин освящения 110-летней царскосельской святыни возглавит Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель РПЦ вручит старинной церкви бесценный дар – ковчег с частицей мощей преподобного Сергия.

Устремляя взор к небу | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

У входа в храм, возрожденный буквально из руин (в советский период здесь размещались склад и кафе-караоке, стены и перекрытия находились в аварийном состоянии, а от убранства не осталось и следа), появился скульптурный памятник игумену земли Русской. Сегодняшнее событие – главное и заключительное мероприятие отмечаемого во всей России юбилея – 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Среди прихожан, собравшихся на торжество, будет много детей. И тому есть объяснение: ведь под одной крышей с храмом разместились мастерские духовно-просветительского центра Царскосельского благочиния. Правда, здесь уроков Закона Божия не будет. Воспитанники воскресной школы при Софийском соборе будут обучаться как вполне светскому ремеслу (авиамоделированию), так и связанным с православными традициями – церковному пению, шитью и витражному искусству.

Контур здания, серьезно пострадавшего во время Великой Отечественной войны и в ходе дальнейших перестроек, сейчас восстановлен в прежних границах. Изначально кроме самого храма, построенного для воинов лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового батальона, существовали просторные помещения, используемые как цейхгауз и зал для занятий стрелков. Чтобы не портить внешний вид церкви и не перекрывать окна, но сохранить два этажа, при реконструкции решили построить здесь «куб в кубе» – эту идею предложил настоятель отец Геннадий. В итоге на первом этаже получились четыре уютные мастерские для детей, на втором – залы для экспозиций, собраний и конференций с естественным освещением через прозрачную крышу.

Современность и история здесь сошлись в одной плоскости, с видимым «водоразделом»: мощные темного дерева опоры внутреннего куба сплетены с ажурными хайтековскими потолочными конструкциями, на которых покоится стеклянная крыша. Под неярким и легким зимним светом – многочисленные витрины с артефактами. В одной из витрин – трехлинейка, изначально названная русской, а после революции – мосинской винтовкой, – основное оружие, прослужившее российской армии вплоть до появления автомата Калашникова. Георгиевские кресты, знамена, образцы военной формы, военные фотографии, китель Николая II, посуда из сервиза великого князя Сергея Александровича – шефа полка и инициатора строительства храма. Здесь же часть обмундирования и платок, обагренные княжьей кровью – Сергей Александрович был убит в ходе покушения в 1905 году. Церковь в Царском Селе, со строительством которой князь очень торопился, была освящена незадолго до его гибели...

«В этом пространстве мы рассказываем, как стрелковые батальоны возникли и как они существовали вплоть до их упразднения в 1918 году, – говорит создатель экспозиции Иван Шаховской, начальник управления популяризации и информационно-аналитического обеспечения охраны объектов культурного наследия КГИОП. – Инициатива создать музей возникла в июле 2014 года. Мы обратились к частным коллекционерам в России и за рубежом (а их немало среди эмигрантов – потомков тех самых стрелков), в музеи. Экспозиция получилась очень интересная».

– Не центр при храме, а храм при центре, – уточняет директор образовательно-просветительского учреждения Дмитрий Бохонский. – У нас есть дети, которые изначально приходят только на уроки труда, но со временем многое узнают о христианстве и начинают участвовать в церковной жизни. Им важно активное участие – пение, вынос свечей, подача кадила, помощь в алтаре и даже чтение молитвы, если человек уже научился читать на церковнославянском. Тогда ребенок лучше понимает, зачем он шьет здесь крестильное платьице или делает витраж, мастерит поделки к Рождеству, участвует в благотворительных ярмарках. Он осознает, что такое милосердие – ведь все это аккумулируется именно в богослужении. Такой подход гораздо лучше обучает, чем прослушивание лекций об основах религии...

А вот мама 11-летнего авиамоделиста Ярослава Кольцова религиозную сторону учитывает, но не считает главной:

– У нас семья не воцерковленная, хотя дети крещеные, конечно. Мы, как только переехали в Славянку, сразу пошли в этот кружок, потому что сын с раннего детства мечтает о самолетах. Не летать, а именно конструировать. На занятиях кружка моего гиперактивного Ярослава просто не узнать – настолько он сосредоточен и вдумчив.

Как рассказывает Светлана Кольцова, авторитет руководителя секции авиамоделирования отца Андрея в глазах мальчишек непререкаем, хотя они считают его человеком мягким и добрым.

«Я думаю, что к вере каждый должен прийти самостоятельно, не приказным, а естественным путем, – говорит мама Ярослава. – То, что мой сын занимается в храме под руководством такого педагога, как Андрей Томашевич, меня только радует. Влияние отца Андрея на взрослеющих мальчишек исключительно позитивно».

А мальчишки ни о чем таком вообще пока не думают: старшие возятся с шестиногим-шестикрылым чудовищем – гексакоптером, построенным для видеосъемки с воздуха. Сейчас демонтируют его «мозги», чтобы сделать «перепрошивку» и переставить на самолет. Младшие доводят до ума свои планеры.

– Здесь носовую часть подточи, чтобы не возникало торможения, – советует десятилетнему Женьке отец Андрей. – Твоему полету ничего не должно мешать...

Небольшой уютный зал старой-новой церкви в Царском Селе чем-то напоминает интерьер детской, оформленной талантливым дизайнером: голубые, розовые, сиреневые тона, нестрогие лики святых, наивные, сказочные цветы в орнаментах. Здесь светло, тепло, радостно и спокойно. И это удивительно, ведь роспись делали, ориентируясь на архивные фотографии, а краски постарались определить по сохранившемуся под штукатуркой фрагменту фрески. А полковой храм второго лейб-гвардии стрелкового полка, по свидетельству современника, был багров, суров и темен, лики – скорбны... Придерживаясь во многом близко к оригиналу, иконописцы Царскосельской мастерской тем не менее сумели почувствовать и воссоздать эту церковь совершенно иной – не воинской, а детской.

– Мы уже сейчас наблюдаем большой интерес к нам у многих социальных учреждений, – отмечает директор центра. – Это будет точка схода церковной культуры и светского образования – в России они традиционно глубоко связаны друг с другом. Духовно-патриотическое воспитание мы понимаем как восстановление лучших традиций, которые были в России. Мы хотим показать нашу самобытность, развить возможности юного поколения – кто знает, какие мастера выйдут из этих кружков, как они проявят себя, чего достигнут в жизни?

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5356) от 08.12.2014.


Комментарии