Главная городская газета

Услышь меня, хорошая

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

В Петербурге узнали о технологичности городов

Четвертый международный форум пространственного развития прошел под девизом «iГород: новые смыслы - новые правила». Какие смыслы несет цифровое будущее в Петербург? Читать полностью

Набережную Черной речки благоустроят через два года

Чиновники планируют организовать здесь место для культурного отдыха. Подробнее - в нашем материале. Читать полностью

На Комаровском мосту перекроют движение

Жителям города рекомендуют заранее планировать свой маршрут объезда, во избежании заторов на дороге. Как долго петербуржцам придется терпеть неудобства? Читать полностью

Петербург готовится ко дню ВМФ

Первые репетиции парада - ночные, отчего время разводки мостов удлиняется до шести утра. А днем можно заметить верные признаки приближения праздника - швартовые бочки на Неве. Читать полностью

На дорогах Петербурга стартовал второй этап ремонта

Большой праздник футбола закончился, и на дорогах города начинаются ремонтные будни. Разберемся в списке адресов, которые затронул второй этап масштабных работ. Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 19 июля 2018

Сегодня в выпуске:
Светофоры и зебры...
Маузер артиллериста...
На Амуре спасли человека...
И другие новости. Читать полностью
Реклама
Услышь меня, хорошая | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Фронтовик, разведчик, он впервые вышел на сцену 9 мая 1945-го, чтобы запеть

Голос этого певца часто звучал по Ленинградскому радио. Он был узнаваем и многообразен: военные песни, классика, старинный романс, неаполитанские песни, которые он принципиально пел на русском языке... Речь о народном артисте России Анатолии Александровиче. Но в последние годы о нем ничего не слышно. Почему?

Беру телефон, набираю номер. Трубку берет его дочь Ирина Анатольевна: «Папа сам подойти к телефону не может. Еще четырнадцать лет назад у него случился инсульт. Но вы приходите, повидаете Анатолия Константиновича, а мы вам с удовольствием все расскажем». И вот я в уютной квартире на Бассейной улице окнами на Московский парк Победы.

Анатолий Константинович – в кресле, в пиджаке с орденами и медалями. Улыбается, пожимает руку... На стенах комнаты море фотографий – эпизоды творческой судьбы. Нить разговора берет в свои руки супруга Анатолия Александровича – оперная певица Лидия Васильевна Линькова.

– Мы познакомились с Толей 9 мая 1945 года, в День Победы. Было это в Рязани. В тот день Толя впервые вышел на большую сцену, еще не выписавшись из госпиталя. Весь город был на главной площади. Сцена – два грузовика с откинутыми бортами. Концерт шел долго, и вот объявляют: выступает боец Анатолий Александрович. Он выходит на костылях, за ним несут стул. Больную ногу ставит за стул и начинает петь любимые военные песни. Вся площадь как будто замерла. Зрители не отпускали его, просили выступить еще и еще. Вот после этого триумфа мы с ним и познакомились – за «кулисами»...

А ведь прежде Анатолий Александрович никогда и не думал быть певцом! В юности мечтал стать инженером, занимался в авиамодельном кружке и вне техники своей жизни не мыслил. Но все получилось иначе: перед войной остался сиротой, а весной 1941-го поступил в Московское военно-инженерное училище. Когда началась война, курсантов отправили на ускоренную подготовку, потом – на фронт. Среди наград Александровича – медаль «За оборону Сталинграда» (там он принял боевое крещение в 1942-м), орден Красной Звезды, два ордена Отечественной войны. Осенью 1944-го он уже гвардии капитан, начальник полковой разведки. В октябре дивизия стояла на границе с Пруссией.

– Папа рассказывал, как было дело: пошли за «языком», спрыгнули во вражескую траншею. Все шло четко, как вдруг откуда-то сбоку «вынырнул» немец и успел кинуть гранату. Папу контузило, тяжело ранило. Пока везли до госпиталя, началась гангрена... Две операции, ампутация части ноги. Так для него кончилась война. Что могло быть впереди у молодого парня, ставшего инвалидом всего в 23 года? А он ведь такой: никогда не сдавался. На протезе катался на коньках, плавал, лихо водил машину, замечательно танцевал. И когда он выходил на сцену, никто из зрителей ни о чем не догадывался: настолько отец был всегда легок, стремителен, элегантен. Ну только если чуточку, совсем едва заметно, прихрамывал, – добавляет дочь певца Ирина Александрович.

Музыкальное училище в Рязани он окончил за два года вместо четырех, в 1947-м приехал в Ленинград, поступил в Консерваторию. Еще во время учебы выступал в Кировском театре. В 1950-х годах вышли первые пластинки.

– Толя был в большой дружбе с Василием Павловичем Соловьевым-Седым, – продолжает Лидия Линькова. – Тот его буквально от себя ни на шаг не отпускал. Все новые песни давал сначала петь Толе. Вместе они часто ездили на гастроли. Толя рассказывал, как в Мурманске Соловьев-Седой на его глазах сочинил знаменитый «Североморский вальс». Пока шли на катере, Толя его уже разучивал для выступления...

Больше сорока лет Анатолий Александрович трудился в филармоническом отделе «Ленконцерта». В репертуаре певца было около шестисот произведений. С концертами он объездил весь Советский Союз. Был нарасхват – в день иногда было по два-три выступления. Последний раз он вышел на сцену в январе 2001 года в Зеленогорске.

– Папа никогда не жаловался на здоровье, – говорит его дочь. – Наверное, болезнь и случилась так внезапно, потому что он никогда не говорил, что у него что-то не так... Старшее поколение, конечно, и сегодня помнит папу. По нашему петербургскому радио иногда включают записи его выступлений. Очень хотелось бы, чтобы и молодым это имя было известно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook