Ушел из жизни легендарный искусствовед Абрам Раскин

Не дожив всего полгода до своего столетия, ушел из жизни легендарный Абрам Раскин, историк искусства, художник, поэт. По его книгам не одно поколение ленинградцев-петербуржцев знакомилось с архитектурным и художественным наследием Петергофа, Ломоносова, Гатчины и других пригородов, а книга «Триумфальные арки Ленинграда» выдержала несколько изданий и по сей день пользуется спросом у тех, кто любит наш город и интересуется его историей.

Ушел из жизни легендарный искусствовед Абрам Раскин   | Искусствовед Абрам Григорьевич Раскин. СПб. 2004 г./ФОТО Андрея Корольчука/Википедия

Искусствовед Абрам Григорьевич Раскин. СПб. 2004 г./ФОТО Андрея Корольчука/Википедия

Раскин родился 22 января 1924 года в Бобруйске, с детства жил в Ленинграде. В 1950‑м после окончания исторического факультета ЛГУ поступил на работу в дирекцию дворцов и музеев Петродворца, где вместе с лучшими представителями ленинградской реставрационной школы Евгенией Казанской, Александром Гессеном, Александром Кедринским и другими архитекторами готовил исторические справки для создания проектов реставрации дворцов, фонтанов и скульптуры. Позже Раскин руководил реставрационными работами в Елагино­островском дворце, сильно пострадавшем в годы вражеской блокады Ленинграда, с 1965-го по 1988 год трудился на разных должностях в КГИОП. За почти сорок лет работы в сфере сохранения культурного наследия Абрам Григорьевич опубликовал 600 книг и статей по истории архитектуры и искусства, в 1984 году он был награжден золотой медалью ВДНХ за деятельность в области охраны и реставрации памятников архитектуры Ленинграда.

В 1995‑м Раскин выступил инициатором альманаха «Петербургские искусствоведческие тетради». Первый выпуск был посвящен ленинградским художникам и искусствоведам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, эта книга подвела итог 20‑летней исследовательской работы специалистов. Недавно вышел в свет 75‑й выпуск «Петербургских искусствоведческих тетрадей».

В 1997 году Раскин выступил одним из инициаторов возрождения Петербургского общества акварелистов. Доброй традицией стали большие выставки «Акварельные сезоны» в лучших залах города и пленэры в разных краях России — у истоков этих начинаний тоже стоял наш замечательный земляк.

В 2002 году, к 300‑летию Петербурга, на Университетской набережной появился памятный знак «Послание через века» в виде открытой гранитной книги со строчками из пушкинского «Медного всадника». Он был создан скульптором Эвелиной Соловьевой и архитектором Олегом Романовым, а идею им предложил Абрам Григорьевич, таким образом выразив свою признательность городу, в котором ему суждено было прожить почти век.


#память #искусство #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (7470) от 02.08.2023 под заголовком «Век вместе с городом».


Комментарии