Главная городская газета

Ушанка made in China

  • 22.04.2016
  • Алла Чередниченко
  • Рубрика Город
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

На южном берегу: для петербуржцев благоустроили пляжную территорию

Несколько лет назад этот берег если не ужасал, то наводил на грустные мысли. ЧМ-2018 видоизменил как территорию, так и историю этого места. Подробно исследуем, как оно стало одной из лучших зон отдыха для петербуржцев. Читать полностью

Жилая застройка уничтожит привычную наб. Лейтенанта Шмидта

Над набережной Лейтенанта Шмидта поднялся лес подъемных кранов - здесь застраивают жильем территорию сталепрокатного завода. Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 25 июня 2018

Сегодня в выпуске:
Электродепо «Южное» достроили...
Смольный «завяжет» зеленый пояс...
Два по сто!..
И другие новости. Читать полностью

«Алые паруса»: праздник для миллионов

Ленинградцы, которые придумали, как сделать одну из самых коротких ночей в году по-настоящему сказочной для выпускников, вообразить не могли, какие масштабы их «Алые паруса» приобретут.... Читать полностью

День ВМФ в Кронштадте: личные авто не пропустят

Въезд в Кронштадт 29 июля на личных автомобилях будет запрещен. Как теперь добраться до города? Читать полностью

Четыре килограмма наркотиков пытались провезти в Петербург

Не только наркотики были изъяты у членов межрасовой преступной группы. Читать полностью
Ушанка made in China | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Весна в Петербурге – расцвет туристического сезона. На центральных улицах города «проклевываются» палатки с сувенирами традиционно русского ассортимента: шапки-ушанки, матрешки, серпасто-молоткастые футболки. Плюс – петербургский акцент: магнитики со Спасом-на-Крови, Адмиралтейством или крейсером «Аврора». Увы, как минимум половина их сделана за тысячу верст от северной столицы – в Китае. При этом местные фабрики и мастерские по выпуску исконно русских сувениров тихо умирают на городских окраинах.

«Я со слезами смотрю на ассортимент петербургских сувенирных развалов, – сказал председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Вадим Савченко. – Видеть на Невском проспекте около великих архитектурных творений китайский ширпотреб и контрафактные подделки, имитирующие русскую культуру, обидно и больно».

По данным эксперта, то, что сегодня реализуется на прилавках петербургских сувенирных магазинов, на 50% – китайская продукция и на 30% – контрафакт, стилизованный под известные бренды: лжегжель, лжепалех либо «непонятно что» из области «Матрешка Ксюшка» или «Матрешка Ленин». О чем можно говорить, если даже ассортимент музейных магазинов и монастырских лавок главных храмов северной столицы предлагает сувенирные тарелочки с образами русских святых, на обратной стороне которых значится Made in China.

При этом в Петербурге немало и своих сувенирных производств, но местная продукция не вписывается в бизнес-концепцию рынка, который захватили перекупщики. «Наши сувенирные магазины и лавки – это в чистом виде торговля, не имеющая ничего общего ни с национальной культурой, ни с художественной ценностью», – уверяет Вадим Савченко.

Экономический механизм «матрешечного бизнеса» таков: беря на реализацию сувенир у петербургского мастера стоимостью 100 рублей, перекупщик реализует его в пять раз дороже. Естественно, что такая наценка, особенно сегодня, убивает спрос на корню. Китайские же изделия дешевле отечественных в несколько раз. Хорошо если эта продукция изготавливается в Китае по дизайн-макету наших предпринимателей. Тогда есть надежда, что товар будет отличаться от ширпотреба с развалов других городов. Плохо, когда китайцы проявляют самодеятельность и лепят, что им на ум придет.

Продавцы ориентируются именно на азиатскую сувенирщину. У торговцев своя правда: аренда, особенно в проходимых туристических местах, дорожает год от года. Сами производители такую аренду не потянут и подавно.

– А как же всевозможные ярмарки, о которых сегодня с энтузиазмом рассказывают чиновники? – поинтересовалась автор этих строк.

– На этих ярмарках нас тоже не особенно ждут – все места заняты перекупщиками, – ответил руководитель ассоциации. – Торговое место на таких ярмарках стоит в пределах 140 тысяч рублей. Льготные обходятся чуть дешевле, но их надо выпрашивать. И даже если нам удается выпросить местечко для какого-нибудь местного производителя, то это где-нибудь в дальнем уголке по соседству с хот-догами. В результате участвующим в таких проектах мастерам удается с горем пополам отбить внесенную за торговое место сумму.

– Значит, чтобы купить оригинальный сувенир от петербургских мастеров, нужно пройти квест по поиску мастерских и лично договориться о сделке?

– Получается, что так.

Выход из этой ситуации местные производители видят в открытии фирменных сувенирных магазинов, где продавали бы продукцию местного производства с минимальной наценкой и гарантией качества. Но в этом деле без помощи города не обойтись: сейчас открытие сувенирного бутика под силу мощным игрокам рынка – например, Императорскому фарфоровому заводу. Производители матрешек и магнитов на холодильник пока финансовым «жирком» не обросли.

Петербургские власти имеют опыт поддержки производителей ширпотреба. Например, опробован формат шоу-румов для модельеров и швейных мастерских. В центре локализации и импортозамещения проходят показы коллекций молодых дизайнеров города и области. Вероятно, есть устойчивое мнение, что такой туристический центр, как Северная Пальмира, никогда не испытывавший дефицита в ярких поделках, без сувениров не останется.

Однако пока в Петербурге не будет создана система поддержки народных промыслов, ни о каких настоящих, стильных, качественных русских сувенирах не может быть и речи. К слову, в некоторых регионах страны это поняли. Яркий пример – Москва, где городская администрация реализует несколько проектов по развитию выпуска оригинальных сувениров. Делается это с дальним прицелом: привлечь внимание туристов не только к Красной площади и Кремлю, но и к другим достопримечательностям столицы – паркам, в реконструкцию которых московские власти вложили миллиарды рублей, и народным гуляньям и праздникам, которых (как и станций метро) в Москве становится все больше.

Конечно, столичный опыт нам полностью не перенять: бюджет Москвы в три с лишним раза превышает петербургский. Однако дело не в денежной массе, а в стремлении выделить северную столицу на фоне других мегаполисов Европы. Архитектурных, художественных, исторических ценностей у нас хоть отбавляй – дело за достойными сувенирами, за которые по крайней мере было бы не стыдно.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook