Ушанка made in China

Весна в Петербурге – расцвет туристического сезона. На центральных улицах города «проклевываются» палатки с сувенирами традиционно русского ассортимента: шапки-ушанки, матрешки, серпасто-молоткастые футболки. Плюс – петербургский акцент: магнитики со Спасом-на-Крови, Адмиралтейством или крейсером «Аврора». Увы, как минимум половина их сделана за тысячу верст от северной столицы – в Китае. При этом местные фабрики и мастерские по выпуску исконно русских сувениров тихо умирают на городских окраинах.

Ушанка made in China | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«Я со слезами смотрю на ассортимент петербургских сувенирных развалов, – сказал председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Вадим Савченко. – Видеть на Невском проспекте около великих архитектурных творений китайский ширпотреб и контрафактные подделки, имитирующие русскую культуру, обидно и больно».

По данным эксперта, то, что сегодня реализуется на прилавках петербургских сувенирных магазинов, на 50% – китайская продукция и на 30% – контрафакт, стилизованный под известные бренды: лжегжель, лжепалех либо «непонятно что» из области «Матрешка Ксюшка» или «Матрешка Ленин». О чем можно говорить, если даже ассортимент музейных магазинов и монастырских лавок главных храмов северной столицы предлагает сувенирные тарелочки с образами русских святых, на обратной стороне которых значится Made in China.

При этом в Петербурге немало и своих сувенирных производств, но местная продукция не вписывается в бизнес-концепцию рынка, который захватили перекупщики. «Наши сувенирные магазины и лавки – это в чистом виде торговля, не имеющая ничего общего ни с национальной культурой, ни с художественной ценностью», – уверяет Вадим Савченко.

Экономический механизм «матрешечного бизнеса» таков: беря на реализацию сувенир у петербургского мастера стоимостью 100 рублей, перекупщик реализует его в пять раз дороже. Естественно, что такая наценка, особенно сегодня, убивает спрос на корню. Китайские же изделия дешевле отечественных в несколько раз. Хорошо если эта продукция изготавливается в Китае по дизайн-макету наших предпринимателей. Тогда есть надежда, что товар будет отличаться от ширпотреба с развалов других городов. Плохо, когда китайцы проявляют самодеятельность и лепят, что им на ум придет.

Продавцы ориентируются именно на азиатскую сувенирщину. У торговцев своя правда: аренда, особенно в проходимых туристических местах, дорожает год от года. Сами производители такую аренду не потянут и подавно.

– А как же всевозможные ярмарки, о которых сегодня с энтузиазмом рассказывают чиновники? – поинтересовалась автор этих строк.

– На этих ярмарках нас тоже не особенно ждут – все места заняты перекупщиками, – ответил руководитель ассоциации. – Торговое место на таких ярмарках стоит в пределах 140 тысяч рублей. Льготные обходятся чуть дешевле, но их надо выпрашивать. И даже если нам удается выпросить местечко для какого-нибудь местного производителя, то это где-нибудь в дальнем уголке по соседству с хот-догами. В результате участвующим в таких проектах мастерам удается с горем пополам отбить внесенную за торговое место сумму.

– Значит, чтобы купить оригинальный сувенир от петербургских мастеров, нужно пройти квест по поиску мастерских и лично договориться о сделке?

– Получается, что так.

Выход из этой ситуации местные производители видят в открытии фирменных сувенирных магазинов, где продавали бы продукцию местного производства с минимальной наценкой и гарантией качества. Но в этом деле без помощи города не обойтись: сейчас открытие сувенирного бутика под силу мощным игрокам рынка – например, Императорскому фарфоровому заводу. Производители матрешек и магнитов на холодильник пока финансовым «жирком» не обросли.

Петербургские власти имеют опыт поддержки производителей ширпотреба. Например, опробован формат шоу-румов для модельеров и швейных мастерских. В центре локализации и импортозамещения проходят показы коллекций молодых дизайнеров города и области. Вероятно, есть устойчивое мнение, что такой туристический центр, как Северная Пальмира, никогда не испытывавший дефицита в ярких поделках, без сувениров не останется.

Однако пока в Петербурге не будет создана система поддержки народных промыслов, ни о каких настоящих, стильных, качественных русских сувенирах не может быть и речи. К слову, в некоторых регионах страны это поняли. Яркий пример – Москва, где городская администрация реализует несколько проектов по развитию выпуска оригинальных сувениров. Делается это с дальним прицелом: привлечь внимание туристов не только к Красной площади и Кремлю, но и к другим достопримечательностям столицы – паркам, в реконструкцию которых московские власти вложили миллиарды рублей, и народным гуляньям и праздникам, которых (как и станций метро) в Москве становится все больше.

Конечно, столичный опыт нам полностью не перенять: бюджет Москвы в три с лишним раза превышает петербургский. Однако дело не в денежной массе, а в стремлении выделить северную столицу на фоне других мегаполисов Европы. Архитектурных, художественных, исторических ценностей у нас хоть отбавляй – дело за достойными сувенирами, за которые по крайней мере было бы не стыдно.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (5688) от 22.04.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.