Ушанка made in China
Весна в Петербурге – расцвет туристического сезона. На центральных улицах города «проклевываются» палатки с сувенирами традиционно русского ассортимента: шапки-ушанки, матрешки, серпасто-молоткастые футболки. Плюс – петербургский акцент: магнитики со Спасом-на-Крови, Адмиралтейством или крейсером «Аврора». Увы, как минимум половина их сделана за тысячу верст от северной столицы – в Китае. При этом местные фабрики и мастерские по выпуску исконно русских сувениров тихо умирают на городских окраинах.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
«Я со слезами смотрю на ассортимент петербургских сувенирных развалов, – сказал председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Вадим Савченко. – Видеть на Невском проспекте около великих архитектурных творений китайский ширпотреб и контрафактные подделки, имитирующие русскую культуру, обидно и больно».
По данным эксперта, то, что сегодня реализуется на прилавках петербургских сувенирных магазинов, на 50% – китайская продукция и на 30% – контрафакт, стилизованный под известные бренды: лжегжель, лжепалех либо «непонятно что» из области «Матрешка Ксюшка» или «Матрешка Ленин». О чем можно говорить, если даже ассортимент музейных магазинов и монастырских лавок главных храмов северной столицы предлагает сувенирные тарелочки с образами русских святых, на обратной стороне которых значится Made in China.
При этом в Петербурге немало и своих сувенирных производств, но местная продукция не вписывается в бизнес-концепцию рынка, который захватили перекупщики. «Наши сувенирные магазины и лавки – это в чистом виде торговля, не имеющая ничего общего ни с национальной культурой, ни с художественной ценностью», – уверяет Вадим Савченко.
Экономический механизм «матрешечного бизнеса» таков: беря на реализацию сувенир у петербургского мастера стоимостью 100 рублей, перекупщик реализует его в пять раз дороже. Естественно, что такая наценка, особенно сегодня, убивает спрос на корню. Китайские же изделия дешевле отечественных в несколько раз. Хорошо если эта продукция изготавливается в Китае по дизайн-макету наших предпринимателей. Тогда есть надежда, что товар будет отличаться от ширпотреба с развалов других городов. Плохо, когда китайцы проявляют самодеятельность и лепят, что им на ум придет.
Продавцы ориентируются именно на азиатскую сувенирщину. У торговцев своя правда: аренда, особенно в проходимых туристических местах, дорожает год от года. Сами производители такую аренду не потянут и подавно.
– А как же всевозможные ярмарки, о которых сегодня с энтузиазмом рассказывают чиновники? – поинтересовалась автор этих строк.
– На этих ярмарках нас тоже не особенно ждут – все места заняты перекупщиками, – ответил руководитель ассоциации. – Торговое место на таких ярмарках стоит в пределах 140 тысяч рублей. Льготные обходятся чуть дешевле, но их надо выпрашивать. И даже если нам удается выпросить местечко для какого-нибудь местного производителя, то это где-нибудь в дальнем уголке по соседству с хот-догами. В результате участвующим в таких проектах мастерам удается с горем пополам отбить внесенную за торговое место сумму.
– Значит, чтобы купить оригинальный сувенир от петербургских мастеров, нужно пройти квест по поиску мастерских и лично договориться о сделке?
– Получается, что так.
Выход из этой ситуации местные производители видят в открытии фирменных сувенирных магазинов, где продавали бы продукцию местного производства с минимальной наценкой и гарантией качества. Но в этом деле без помощи города не обойтись: сейчас открытие сувенирного бутика под силу мощным игрокам рынка – например, Императорскому фарфоровому заводу. Производители матрешек и магнитов на холодильник пока финансовым «жирком» не обросли.
Петербургские власти имеют опыт поддержки производителей ширпотреба. Например, опробован формат шоу-румов для модельеров и швейных мастерских. В центре локализации и импортозамещения проходят показы коллекций молодых дизайнеров города и области. Вероятно, есть устойчивое мнение, что такой туристический центр, как Северная Пальмира, никогда не испытывавший дефицита в ярких поделках, без сувениров не останется.
Однако пока в Петербурге не будет создана система поддержки народных промыслов, ни о каких настоящих, стильных, качественных русских сувенирах не может быть и речи. К слову, в некоторых регионах страны это поняли. Яркий пример – Москва, где городская администрация реализует несколько проектов по развитию выпуска оригинальных сувениров. Делается это с дальним прицелом: привлечь внимание туристов не только к Красной площади и Кремлю, но и к другим достопримечательностям столицы – паркам, в реконструкцию которых московские власти вложили миллиарды рублей, и народным гуляньям и праздникам, которых (как и станций метро) в Москве становится все больше.
Конечно, столичный опыт нам полностью не перенять: бюджет Москвы в три с лишним раза превышает петербургский. Однако дело не в денежной массе, а в стремлении выделить северную столицу на фоне других мегаполисов Европы. Архитектурных, художественных, исторических ценностей у нас хоть отбавляй – дело за достойными сувенирами, за которые по крайней мере было бы не стыдно.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (5688) от 22.04.2016.
Комментарии