Ушаков при свете солнца. Какой памятник непобедимому флотоводцу установят в Петербурге?
Сегодня Градостроительный совет Петербурга во второй раз рассмотрит эскиз памятника адмиралу Федору Ушакову, которому три года назад городские власти отвели место на площади Труда перед зданием Центрального военно-морского музея.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Авторы проекта - скульптор Владислав Маначинский, архитекторы Лада и Анатолий Черновы, а также инициатор сооружения памятника - Морской совет Петербурга рассчитывают, что проект будет одобрен. На первые дни мая намечена установка закладного камня. На осень - открытие памятника, приуроченное к 275-летию со дня рождения Федора Ушакова.
Хотя вопросы, которые поднимали члены градсовета на первом рассмотрении эскиза памятника, будут заданы снова. Прежде всего они касаются места установки нового памятника. Но сначала вспомним недавнюю историю. В 1997 году был проведен конкурс на проект памятника Ушакову для установки его на набережной, носящей имя адмирала. Победителями конкурса стали скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников. Они создали памятник, напоминавший о том, что Ушаков жил и воевал в эпоху шпаг и париков. Экономический кризис 1998 года вычеркнул установку памятника Ушакову в Петербурге из повестки дня. Как позже выяснилось, почти на два десятилетия.
В 2015 году был установлен памятник Федору Ушакову в Кронштадте, его автором стал скульптор Владимир Горевой. Но у этого города-спутника Петербурга своя морская история... В 2016 году архитектор Дмитрий Лагутин при поддержке ветеранских организаций обратился к городским властям с идеей установить памятник Ушакову работы Неймана и Свешникова в центре площади Труда. Сразу возник вопрос - насколько уместно механическое перенесение проекта, победившего в конкурсе для одного места, в совершенно другой градостроительный контекст?
Кроме того, если взглянуть на опубликованное предложение Лагутина, то даже непрофессионалу станет понятно, что выбранное им место фактически закроет движение транспорта по площади Труда, сделает ее пешеходной. Сама по себе идея замечательная, но, чтобы избавить эту площадь от напряженного трафика, надо построить Ново-Адмиралтейский мост через Неву. Идея сооружения такого моста от набережной Мойки через Ново-Адмиралтейский остров с выходом на набережную Лейтенанта Шмидта между 17-й и 18-й линиями обсуждается около десяти лет. Скоре всего, мост будет обозначен в новом Генеральном плане Петербурга, который сейчас разрабатывается. Иное дело, что о сроках строительства никто не говорит.
Вероятно, по этой причине в городском законе от 2017 года, позволяющем установить памятник Ушакову на площади Труда - в охранной зоне объектов культурного наследия, указана другая точка ближе к зданию Центрального военно-морского музея (на снимке).
В 2019 году Морское собрание Петербурга выступило инициатором установки памятника Ушакову, запустив процедуру, обязательную для таких монументов в городских пространствах. Весной-летом прошлого года был проведен открытый конкурс, на который было подано 32 эскиза, для публичной выставки экспертный совет отобрал 23.
Опыт проведения подобных конкурсов показывает, что попытки спроектировать памятник срочно к быстро надвигающейся круглой дате дают посредственные результаты. В ходе обсуждения такого подхода к организации конкурсов - оно состоялось летом прошлого года - скульптор Вячеслав Чеботарь напомнил, что в царские и советские времена конкурсов на один памятник могло быть несколько и они могли занимать десятилетия. Так было с памятником Александру II для Михайловской площади (ныне - площадь Искусств). Конкурсы проводились 20 лет: с 1881 года, то есть со времени трагической гибели императора, и до 1911 года. Но проект, который устроил бы всех, так и не был выбран. Ряд специалистов считают, что лучшим памятником Александру II в Петербурге является храм Спас-на-Крови. И не надо больше ничего выдумывать. Теперь на площади Искусств находится памятник Пушкину скульптора Михаила Аникушина. Поэту повезло больше, но конкурсы на этот монумент также заняли почти 20 лет.
На подготовку эскиза памятника Ушакову у конкурсантов было всего три месяца. Среди поданных работ явного лидера не было, профессиональное сообщество оценивало общий уровень работ как средний. Подтверждением этому стали долгие дебаты жюри, которое в конечном итоге отдало предпочтение эскизу Маначинского.
Его работа и обсуждалась на градсовете в декабре. Там архитекторы и градозащитники дружно, что бывает крайне редко, выступили в защиту Благовещенской церкви архитектора Константина Тона.
«Она же была снесена в 1929 году», - удивится читатель. Именно в этом и суть «проблемы Ушакова». Члены градсовета говорили о том, что установка памятника в той точке, которая разрешена городским законом, ставит крест на возможности воссоздания храма. Да, сейчас такое восстановление невозможно по многим причинам. Но кто знает, каким будет городской транспорт через 20 - 30 лет. Может быть, тогда площадь Труда действительно станет пешеходной как часть цепочки центральных площадей вместе с Дворцовой и Исаакиевской.
Другой, и тоже важный вопрос: попадает ли «пятно» памятника на сохранившуюся крипту Благовещенской церкви. По информации от КГИОП, памятник не затронет крипту. В 1990-е годы архитектор Юрий Земцов проектировал подземное пространство под площадью Труда. По его словам, тогда этот сюжет подробно прорабатывался, была даже идея, как это часто делается в мире, расширить подземное пространство под площадью криптой как археологическим памятником. В любом случае существующее подземное пространство близко подходит к крипте, и надо еще раз проверить, не заденет ли ее памятник.
На этом фоне такая проблема, как ориентация фигуры на север, в сторону Невы, то есть на Ушакова надо будет смотреть против солнца, может показаться мелочью. Впрочем, по воспоминаниям тех, кто участвовал в объездах по выбору мест для памятников вместе с Аникушиным, он всегда обращал внимание на «солнечную проблему». Да и не должно быть мелочей, когда речь идет об установке памятника в Петербурге. Важно все - поза, одежда, обувь, предметы, которые персонаж держит в руках.
Градсовет поставлен перед трудным выбором. Либо голосовать, исходя из своих представлений о качестве в широком смысле, от оценки места установки памятника Ушакову до выбора эскиза. Либо за юбилейность.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (6637) от 04.03.2020 под заголовком «Ушаков при свете солнца».
Комментарии