Уроки мужества на ленинградской улице
27 января все-таки не зря, с легкой руки замечательного поэта Анатолия Молчанова, называют Ленинградским днем Победы. К этому дню с трепетом готовятся, его ждут. Вот и нынче, хоть и дата не круглая, о блокаде едва ли говорят меньше, чем в прошлом, юбилейном, году, когда отмечалось 70-летие полного освобождения нашего города от фашистской блокады.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Цветы, свечи и блокадная краюшка хлеба на холодном граните Пискаревского мемориала... Аэростаты, как символ той поры... Стихи Ольги Берггольц, прочитанные вместе тысячами людей на Дворцовой... Праздничный салют над Невой... И то разлитое в воздухе незабываемое чувство всеобщей гордости за тех, кто смог выдержать все, что выпало на их долю. Выдержали, пережили, дожили, победили...
Этот день – как особый знак, отличающий настоящего ленинградца-петербуржца. Если для тебя 27 января не просто день в календаре, если знаешь, помнишь, что значит он для города, значит, «свой», «наш», ленинградский... Но самое главное, чтобы не прерывалась нить преемственности.
– Меня поражает, что когда начинаешь говорить о блокаде, даже самые неугомонные и шумные ребята замолкают, становятся серьезными и строгими, – поделилась своим наблюдением учитель истории и культуры Петербурга 74-й гимназии Наталья Большакова. – Блокада – наша боль, и они понимают это. Мне кажется, что сегодня ребята, даже самые маленькие, лучше воспринимают то, что я рассказываю о блокаде, чем несколько лет назад. Почему? Я думаю, гораздо честнее и правдивее, чем прежде, стало отношение взрослых к этой теме. А ведь искренность – именно то, что хорошо чувствуют дети: они не терпят ни грамма фальши...
Вчера в каждой петербургской школе вспоминали о блокаде. И называли наш город только Ленинградом. Выпускали «Боевые листки», приглашали жителей блокадного Ленинграда, ветеранов, детей войны, проводили концерты, устраивали литературно-музыкальные композиции, выставки рисунков, читали стихи и пели песни, конечно же, начиная с любимой «Ладоги»... Возлагали цветы к памятным местам, связанным с блокадой и войной.
И все-таки в этот день стараются говорить не об ужасах блокады, а о том, что помогало выжить, что было радостного даже в тех невыносимых условиях.
– Мне памятен рассказ одной из жительниц блокадного Ленинграда, которую мы однажды пригласили к нам в школу, – рассказывает Наталья Большакова, – о том, как весной 1943 года дети взяли в руки мел и разрисовали буквально весь город «классиками». И несколько дней, казалось, все дети города только и делали, что с упоением играли в эту игру. И ведь это тоже была победа ленинградского духа: мы сильнее врага, который еще стоит под самыми стенами города, нещадно обстреливает его... И мы обязательно победим!
Директор музея школы Карла Мая Никита Благово, переживший блокаду ребенком, признается, что, выступая перед школьниками, всякий раз поражается: когда речь идет о блокаде, они сидят не шелохнувшись. А потом не стесняются задавать вопросы. «О какой еде вы мечтали в самые голодные месяцы блокады?» – спросил однажды Никиту Владимировича один из юных слушателей...
В памятный день 27 января сын полка Валентин Богданов всегда участвует в памятных акциях у мемориала летчикам в парке «Сосновка». Там, где во время блокады был радистом. А накануне он, как уже многие годы подряд, проводил «уроки мужества».
– Мы защищали нашу страну и надеемся: если, не дай бог, придется, то и вы будете такими же стойкими защитниками, какими были мы, – наставляет школьников Валентин Богданов.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 013 (5386) от 28.01.2015.
Комментарии