Упущенные возможности

На днях журналистам показали, как приспособлен под бизнес-центр объект культурного наследия – «Второй многоярусный гараж К. Крюммеля» на Дивенской улице.

Упущенные возможности | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Гараж был построен в 1913 году, авторство вызывает споры; важно, что это было одно из первых в России сооружений из железобетона. В новом бизнес-центре читается историческое назначение постройки – круглый четырехэтажный гараж, где автомобили поднимались на верхние этажи с помощью лифта, расположенного в центре здания. Хотя вместо лифта создан круглый четырехэтажный атриум со стеклянной крышей.

Проект приспособления, выполненный фирмой «Ретро», был согласован КГИОП.

Мы продемонстрировали снимки бизнес-центра Маргарите Штиглиц и Борису Кирикову – самым авторитетным в городе специалистам, соответственно, по промышленной архитектуре Петербурга и петербургскому зодчеству начала ХХ века. Они сочли эту работу вполне приемлемой.

Ни в коем случае не спорим с профессионалами. Но осталось впечатление грубого вторжения в пространство памятника от того, что к гаражу вплотную пристроен новый девятиэтажный корпус (входная группа и лестницы бизнес-центра).

Зададимся вопросом, что считать удачным приспособлением памятника. Гараж долгие годы использовался под таксопарк и был окружен поздними утилитарными пристройками, создавшими мини-промзону в центре Петроградской стороны. Она была выкуплена компанией RBI для строительства элитного жилого комплекса «Собрание». Девелоперы рассматривали разные варианты: использовать гараж по первоначальному назначению – не хватило высоты этажей; сделать из него лофт, т. е. приспособить под оригинальные квартиры – не вытянула по нормам инсоляция... Оставался единственный вариант – бизнес-центр класса В+. Здание находится в середине квартала, оно как было почти невидимо ни с одной из улиц, таким остается и сейчас. Как было недоступно для горожан, таковым и осталось. И вроде бы все в порядке.

Но ведь был возможен и другой подход к культурному наследию – убрать все пристройки и создать в гараже публичное пространство. Не будем фантазировать, какое именно – это задача для серьезного социологического исследования и маркетингового прогноза. Понятно, что экономика проекта оказалась бы в проигрыше, но качество городской среды, о котором любят говорить все девелоперы, очевидно бы выиграло.

Всю территорию между Каменноостровским проспектом, Дивенской улицей, Певческим переулком и Большой Посадской улицей можно назвать заповедником упущенных возможностей. В советские времена это была промзона. Будь у нее единый план развития, из этой территории можно было сделать конфетку. Приватизация с разбивкой на мелкие участки погубила такую возможность. Все началось с постройки комплекса «Серебряные зеркала», за ним последовали другие жилые дома и бизнес-центры. Теперь эта территория представляет собой хаотичное собрание исторических зданий высотой 2 – 5 этажей и новых домов высотой 8 – 9 этажей, преимущественного серого цвета.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (5498) от 13.07.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.