2Vtzqv4Hz9U

Уплотнение на Песках. Исторический район Петербурга стал местом застройки

«Ночью здесь совсем тихо, и можно подумать, что находишься где-нибудь в уездном городе, а не в шумной столице в двух шагах от Невского. Зато квартиры здесь пока дешевы» – так в одной из петербургских газет конца XIX века описывали Пески, район Советских, в то время Рождественских, улиц. Ощущение ближней городской окраины присутствовало здесь и еще совсем недавно, только в последние десятилетия, даже годы, все радикально изменилось. В немалой степени благодаря появлению «Невской ратуши», где расположились структуры городского правительства. Наш эксперт, депутат муниципального образования Смольнинское Константин ХРЩОНОВИЧ, живет на Песках с 1994 года, происходящее в знакомых с детства местах вызывает у него двойственные чувства.

Уплотнение на Песках. Исторический район Петербурга стал местом застройки | Строительство второй очереди «Невской ратуши» идет полным ходом, здесь разместятся бизнес-центры. Старые здания в правой части, выходящие в Дегтярный переулок, будут сохранены. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Строительство второй очереди «Невской ратуши» идет полным ходом, здесь разместятся бизнес-центры. Старые здания в правой части, выходящие в Дегтярный переулок, будут сохранены. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Неужели не нравится, что район становится современным?

Спикер_С.jpg

– Нравится, но есть свои нюансы. В том же комплексе «Невская ратуша» два корпуса уже возведено, идет строительство второй очереди, будет еще и третья. Развивается, естественно, и близлежащая территория: появляются бизнес-центры, новые жилые дома на Кирочной и Новгородской улицах. Все бы хорошо, если бы не так активно шла и уплотнительная застройка, сокращающая места под зеленые насаждения. Сейчас по всему нашему округу уже 25 подобных адресов, а сколько будет еще?

Наш исторический район в центре города превратился в территорию нового строительства. Застройщики используют все возможные участки: под снос идут бывшие промышленные корпуса, которые уже давно не используются по назначению, и недострои советского времени. А два жилых дома на Кирочной и один на 10-й Советской вообще появились на месте детских садиков...

В них нет потребности?

– Такой нехватки детских садов, как в районах новостроек, нет, все-таки населенность не такая высокая. Вместо трех исчезнувших детских садов появился один – в новом жилом комплексе на Тульской улице, где действительно есть неотложная необходимость в этом учреждении.

Насколько активны местные жители?

– Основной движущей силой сегодня служит сообщество «Центральный район за комфортную среду обитания», к которому я, собственно, принадлежу. Наши задачи – защита скверов, обустройство улиц, благоустройство.

Беда в том, что в нашем районе недостаточно зеленых зон. Историческая застройка очень плотная, и за каждый сквер и пустырь идет ожесточенная борьба. Желания зачастую не совпадают: застройщики упирают на развитие города и района, жители – на сохранение и увеличение зеленых насаждений.

Яркий пример – территория у пересечения Кирочной и Новгородской улиц напротив сквера Пироцкого. Стоявшие там гаражи снесли несколько лет назад, возник пустырь. Дальнейшее использование этого участка – вопрос не до конца решенный. Как удалось выяснить, территория предварительно зарезервирована под объект гражданской обороны. Однако если правительство города изменит свое решение в пользу жителей и подаст заявку на включение локации в перечень зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП), а городской парламент поддержит,  то здесь вполне может быть сквер, очень нужный жителям.

Нынешней весной вместе с жителями подавал заявку с поправкой в закон о ЗНОП, чтобы этот участок присоединили к скверу имени Пироцкого, который буквально напротив. К сожалению, ЗакС отказал.

А самому скверу ничего не угрожает?

– Хочется на это надеяться, он относится к ЗНОП городского значения. Три года назад, когда появилась федеральная программа «Формирование комфортной городской среды», было подано обращение в комитет по благоустройству, чтобы сквер обновили. На следующий год вокруг него сделали ограждение, поставили новые скамейки.

Без названия (1).png

Дом с башенкой на углу 7-й Советской улицы и Дегтярного переулка, построенный в конце 1990-х годов, некоторые искусствоведы относят к стилю «капром» - капиталистический романтизм / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Потом удалось присвоить скверу имя Федора Пироцкого – изобретателя первого в мире трамвая. Это напоминание о том, что историческое событие – пуск первого электрического трамвая – произошло совсем рядом, на углу Большой Болотной улицы (ныне улица Моисеенко) и Дегтярного переулка. Тем более что этот сквер расположен напротив бывшего трамвайного парка, на месте которого, собственно говоря, и построена «Невская ратуша». От трампарка, кстати, осталось два здания, оба – в аварийном состоянии, а очень бы хотелось их сохранить. В том, что в Дегтярном переулке, 3, прежде находилась медсанчасть «Горэлектротранса», теперь там планируется сконцентрировать все участки мировых судей нашего района. Дом № 5 – действующая тяговая подстанция, она питает троллейбусы, что ходят по Суворовскому проспекту.

Не раз приходилось обращаться к чиновникам по вопросу о спасении этих зданий. Как выяснилось, по дому № 5 комитет финансов запланировал средства на реставрацию в полном объеме на ближайшие два года. Что же касается сквера Пироцкого, то комитет по благоустройству одобрил его тематическое оформление, а КГА дал ответ, что готов организовать конкурс на эскизный проект малой архитектурной формы. Что бы там хотелось видеть? Естественно, что-то связанное с трамвайной тематикой.

А какой вы видите в будущем Синопскую набережную? Будет ли она когда-нибудь такой же привлекательной, как Дворцовая или Английская?

– Она долгое время представляла собой практически сплошную промышленную зону, там было не так много жилых домов. Теперь здесь тоже происходят стремительные изменения – промзона уходит, набережная превращается в жилую и офисную. Наверное, единственное предприятие, которое не уйдет, это ТЭЦ на Новгородской улице, две ее трубы хорошо видны отовсюду. Это стратегический объект, к тому же планируется строительство дополнительного блока.

Недовольны жители соседнего жилого здания, известного как «Дом Полежаева», и совершенно справедливо, поскольку новый корпус может вырасти почти впритык к их окнам – вопрос дальнейшей безопасности их проживания стоит очень остро. По мнению граждан, есть возможность несколько отодвинуть это здание. Уверен, что найти решение в интересах жителей всегда можно...

Пески2_С.jpg

Сквер Пироцкого между Кирочной улицей и Дегтярным переулком получил свое название по случаю 175-летия со дня рождения петербургского инженера и изобретателя трамвая / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Метро в районе Советских улиц нет и, насколько известно, в ближайшие годы не появится...

– Проблемой это станет в конце 2024 года, когда будет полностью введен комплекс «Невской ратуши». Понятно, что за несколько ближайших лет метро здесь построить не успеют. Ближайшая станция «Суворовская» в районе сквера Галины Старовойтовой появится, по последним данным, не ранее 2030 года.

Что же до извечной проблемы пробок, то, увы, она еще впереди. Поток к «Невской ратуше» будет только увеличиваться. Сейчас в будние дни постоянный затор в районе площади Восстания, на Суворовском транспорт стоит от 5-й Советской улицы до Невского. Хочется надеяться, что проблему в какой-то мере решит выделенная полоса для общественного транспорта на Суворовском проспекте, она уже практически готова – на каждом перекрестке с Советскими улицами установлены светофоры, чтобы была возможность давать автобусам и троллейбусам «зеленый коридор». Из минусов – на всем протяжении Суворовского ставят массивные ограждения, отделяющие проезжую часть от тротуара. Понятно, что речь идет о безопасности, но как быть, если потребуется подъехать пожарным, скорым, другим специальным службам?

Мнения

Сергей РУДНИК, заведующий кафедрой истории Горного университета:

– Живу на Новгородской улице, и, пока рядом не появился Единый центр документов, приходилось долго объяснять, как меня найти. Теперь есть ориентир, известный практически всем горожанам. А вообще у нас район ярких контрастов. На улице Красного Текстильщика днем себя чувствуешь, как будто где-нибудь в Душанбе. Я ничего не имею против гостей из Средней Азии, но, простите, некоторые их представители нередко ведут себя совсем не по-петербургски – попрошайничают, оставляют после себя мусор...

Виктория КОШЕНСКАЯ, экономист:

– В целом нравится, что наш район добрососедский. Здесь спокойно, нешумно, замечательная архитектура, в шаговой доступности Овсянниковский и Таврический сады. Достаточно много школ и детских садов. Минусы: неухоженные дома, многие из них нуждаются в реставрации, по своему дому могу сказать – не очень качественная работа обслуживающей компании по уборке и содержанию территории... Нет удобного транспорта до Финляндского вокзала. Мы часто всей семьей ездим в сторону Курортного района: с детьми, коляской и велосипедом на метро не доехать, а на наземном транспорте – только с пересадками.

Константин ГВОЗДЕВ, инженер:

– Моих друзей-автомобилистов не радует, что в ближайшее время в нашем районе введут платную парковку. Это, конечно, большой минус! Могли бы сделать платную парковку хотя бы только в будние дни. А еще я заметил, что с ее введением поменяли разметку на дорогах и мест для стоянки на многих узких улочках стало еще меньше. Наверное, теперь и жителям будет их не хватать!.. Не нравится, что ставят повсюду заборы, ограждающие тротуары от проезжей части: вместе с засильем дорожных знаков сильно портят виды нашего прекрасного города.

   

#Пески #исторический центр #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (7062) от 01.12.2021 под заголовком «Уплотнение на Песках».


Комментарии