Улыбнитесь, с вас снимают плату. В петербургском метро тестируют новую систему оплаты проезда
На двух станциях метро — «Площади Восстания» и «Гостином дворе» — началось тестирование новой системы удаленной оплаты проезда «лицом». На них установлены специальные турникеты с терминалом, способным распознать пассажира по биометрическим данным и пропустить к эскалатору после списывания стоимости проезда с его банковской карты.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Пока в испытаниях сервиса участвует группа из полусотни сотрудников метрополитена и банка, на основе платежной системы которого заработал проход в подземку по биометрии. По итогам тестирования Петербургский метрополитен примет решение о дальнейшем развитии этой технологии. Предполагается, что она станет доступной всем желающим «заплатить за проезд улыбкой» уже с февраля 2025‑го, а до конца следующего года специальные турникеты появятся на всех станциях. Запуск пилотного «биометрического» проекта в Петербургском метрополитене предусмотрен соглашением о совместной работе над улучшением услуг по оплате проезда в общественном транспорте, которое Смольный и банк подписали в ходе ПМЭФ-2024.
Выглядит это так: человек подходит к турникету, обозначенному специальным зеленым знаком с человечком и надписью «оплата по биометрии», встает на зеленый круг на полу и смотрит направо, в камеру терминала. Через несколько секунд проход открывается. Все. За эти секунды камера высокого разрешения сканирует лицо человека по тысяче точек, а искусственный интеллект сравнивает получившийся образ с биометрическими данными, которые пассажир ранее предоставил для Единой биометрической системы (ЕБС) через аккредитованные банки или МФЦ. Если данные совпадают, то стоимость поездки тут же списывается с банковской карты, привязанной к его ID. Причем по максимальной цене, как за разовый проезд по банковской карте, — 70 рублей.
Систему называют абсолютно безопасной, поскольку изображения лиц зашифровываются, преобразуясь в уникальный цифровой код — биометрические дескрипторы, из которых невозможно обратным путем получить исходную фотографию. С помощью этой технологии можно убедиться, что перед камерой находится не безбилетник, пытающийся проехать при помощи чужой фотографии, маски или видео.
— Система имеет встроенные механизмы защиты конфиденциальности, — заверил в ходе презентации «пилота» старший вице-президент банка Вадим Изотов. — Биометрические данные хранятся в зашифрованном виде и используются исключительно для идентификации пассажира при оплате проезда. Никакая информация не передается третьим лицам, что гарантирует безопасность личных данных каждого пользователя.
На безопасность, наряду с удобством, указывает и первый заместитель председателя комитета по транспорту Алексей Львов.
— Проект нацелен не только на удобство пассажиров, которым достаточно одного взгляда, чтобы пройти через турникет, но и на повышение безопасности — благодаря высокой точности и надежности алгоритмов, — подчеркнул он. — Внедрение оплаты проезда по биометрии в петербургском метро — это шаг в будущее, где технологии становятся неотъемлемой частью повседневной жизни. Надеюсь, что успешное тестирование проекта станет основой для его дальнейшего развития.
Бесконтактная «оплата улыбкой», безусловно, может быть удобна для тех, кто спешит, у кого руки заняты сумками или детьми, кто не хочет рыться в карманах или доставать из рюкзака кошелек с проездным… Но вот сам по себе проход через «глазастый» турникет пока не так уж быстр: «думает» над изображением терминал все же несколько секунд, заметно дольше, чем соседний — над обычным «Подорожником». Так что в его роль ускорителя прохода пассажиров к эскалаторам в часы пик пока верится с трудом. Впрочем, всякая новая технология из категории суперсовременных и «умных» нуждается в совершенствовании, отладке и «дообучении». Чем и займутся Петербургский метрополитен с партнерами в ближайшие месяцы.
Впрочем, не такая уж эта технология и новая: в московском городском транспорте оплата по биометрии работает уже более трех лет. Там подобный сервис используется на всех станциях метро, МЦК, МЦД, в «Аэроэкспрессе» и даже на речном транспорте. Ежедневно москвичи совершают таким образом около 160 тыс. проходов через турникеты. А всего с момента запуска проекта пассажиры столичной сети совершили более 129 млн поездок с использованием биометрии. Правда, считыватели там размещены удобнее — чуть в отдалении и примерно на уровне глаз идущего взрослого человека, из‑за чего людям не приходится поворачиваться и наклоняться к камере, как у нас (наши размещены сбоку, ближе и ниже).
Кроме Москвы с оплатой проезда в подземке по биометрии нас опередили еще три российских города. В Казани система была запущена с сентября текущего года, и сегодня 22 биометрических терминала работают на всех 11 станциях казанского метро, причем оплачивающий лицом горожанин экономит по 15 рублей с каждой поездки. Третьим стал Екатеринбург — там с 11 ноября тоже установили «биотерминалы».
До конца 2024‑го «биометрию» планируют запустить также в Самаре и уже в 2025 году — в Петербурге и Новосибирске. Таким образом, в полном соответствии с утвержденными в декабре прошлого года шестью «дорожными картами» по запуску системы биометрической оплаты, эта технология станет доступна во всех действующих российских метрополитенах. А за ними на очереди — и наземный транспорт…
Впрочем, идея предоставления своих биометрических данных и тем более доступа к своему счету идентифицирующей личность программе нравится далеко не всем, даже вполне информационно продвинутым гражданам. Их не слишком успокаивают заверения чиновников о том, что в личном кабинете на «Госуслугах» можно в любой момент проверить срок действия биометрии или отозвать согласие на ее обработку, что она хранится в зашифрованном виде отдельно от других персональных данных и никогда не покидает периметра системы.
Кому‑то кроме общеуспокоительных фраз хочется услышать, например, максимально четкие заявления о конкретном списке организаций, которые имеют и будут когда‑либо иметь доступ к данным, о технических и административных мерах по контролю за их сохранностью и об ответственных в случае обнаружения утечки. А кто‑то и в принципе не допускает создания собственного цифрового двойника где бы то ни было.
И речь даже не о людях старшего поколения, хорошо помнящих о том, как в начале века на любом радиорынке продавались диски с достоверными копиями государственных баз данных… По информации Роскомнадзора, только за 2022 год наружу утекло 1,4 млрд записей, включая данные пользователей крупных интернет-сервисов и банковских аккаунтов, в 2023‑м — около 300 млн, в 2024‑м, по предварительным оценкам, количество утечек данных и взломов аккаунтов россиян может достичь 597 млн… По словам экспертов по кибербезопасности, до сих пор действуют сайты и телеграм-каналы с платной «пробивкой по базе», а россиян, как мы знаем, сегодня миллионами звонков терроризируют мошенники. Что не может не навести на мысль: барьер между критически важными персональными данными и жуликами всех мастей пока, к сожалению, достаточно условен.
Впрочем, выбор каждый делает для себя сам, и для особо недоверчивых остаются отлично работающие старые добрые варианты оплаты — проездные и «Подорожники». Или те же разовые билеты — дорого, но уж точно безопасно.
Читайте также:
Новую станцию метро на Большом проспекте Васильевского острова откроют в ближайшие месяцы
В подземном зале станции метро «Кировский завод» готовятся к строительству перехода на «Путиловскую»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7816) от 18.12.2024 под заголовком «Улыбнитесь, с вас снимают плату».
Комментарии