Улицы в Петербурге будут называть именами только связанных с городом персон

Правительство Санкт-Петербурга приняло небольшую поправку к действующим правилам присвоения названий уличным объектам городской среды. Впервые на законодательном уровне в Петербурге сформулировано условие наличия связи с нашим городом тех персон, которых предлагается увековечить топонимическим путем.

Улицы в Петербурге будут называть именами только связанных с городом персон  | Фото: Pixabay / Georg11

Фото: Pixabay / Georg11

Первая редакция правил присвоения названий петербургским улицам была принята не так давно - летом 2015 года, и в ней вопросам топонимической «мемориализации» было уделено совсем немного места.

Был установлен 20-летний мораторий на посмертное увековечение выдающихся деятелей в названиях улиц, а их связь с Петербургом воспринималась как нечто само собой разумеющееся. Ведь никаких улиц и скверов в северной столице не хватит для имен всех выдающихся деятелей, связанных с городом. Тем более что вскоре, наступившей зимой 2015 года, это 20-летнее ограничение было отменено для Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев Российской Федерации, Героев Труда Российской Федерации, почетных граждан Санкт-Петербурга и кавалеров некоторых орденов СССР и России, но также при условии посмертного увековечения.

Надо сказать, что запрет на топонимическое увековечение при жизни был установлен еще советскими законодателями в 1968 году на основе печального опыта культа личности. В новейшей истории он соблюдается далеко не во всех частях Российской Федерации, но петербургские власти придерживались его и до введения строгой юридической нормы в 2015 году.

В постсоветской топонимической практике Петербурга в целом соблюдался и принцип связи увековечиваемых личностей с городом. В качестве единственного исключения до недавнего времени можно было назвать разве что присвоение названий площади и парку Академика Сахарова весной 1996 года, утвержденное тогдашним градоначальником вопреки мнению Топонимической комиссии.

Аргументы экспертов сводились к тому, что «политическая целесообразность» часто идет вразрез с главной задачей топонимической деятельности - формированием гармоничной городской топонимической среды, хранящей «память места», в том числе и в именах увековечиваемых персон. А наличие некоего обязательного для всех городов и весей «топонимического пантеона» негативно сказывается на местной культурной самобытности, что и было доказано на примере печальной топонимической практики XX века.

Можно надеяться, что условие связи увековечиваемой личности с Петербургом впредь позволит избежать баталий, подобных тем, которые кипели в городе в 2016 году по случаю наименования моста Ахмата Кадырова. И без того в вопросах топонимической мемориализации хватает эмоций. Топонимисты зачастую вынуждены просто отбиваться от напористых инициаторов, требующих назвать в честь очередного выдающегося деятеля что угодно и где угодно, и притом немедленно.

Но задача формирования топонимического ландшафта не сводится к механическому заполнению карты города именами великих людей. Эти имена должны ложиться на местность гармонично, что способствует сохранению и памяти об их заслугах, и «памяти» конкретного места.

#топонимика #названия #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6553) от 24.10.2019 под заголовком «Персоны и улицы».


Комментарии