erid: 2VtzqvVAvA4

Украшение дома на набережной. Фасад доходного дома Роберта Веге подсветили

Одно из красивых зданий у Мариинского театра и Никольского Морского собора предстает теперь с наступлением сумерек в еще более блистательном виде. Завершив работы по установке на его фасаде светотехнического оборудования, специалисты умело подсветили богатый декор этого объекта культурного наследия.

Украшение дома на набережной. Фасад доходного дома Роберта Веге подсветили | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Это здание, облицованное гранитом, стоящее на углу набережной Крюкова канала и проспекта Римского-Корсакова, бросается в глаза издалека. Даже здесь, в этой части города, где архитектурных шедевров немало, оно действительно обращает на себя внимание. По петербургским меркам, здание не очень‑то старое, ему чуть больше ста лет. Доходный дом в шесть этажей с мансардой, напоминающий внешним видом итальянские палаццо, был выстроен в стиле нео­классицизма в 1912 – 1914 годах.

Владельцы этого городского участка (изначально принадлежавшего, кстати, архитектору Василию Баженову), как водится, не раз менялись. Пока его не приобрел вместе со стоящим на нем трехэтажным домом с надстройками промышленник Роберт Веге. Вкусные изделия этого «шоколадного короля» продавались не только в России, но и за границей. По его просьбе проект обновленного здания подготовил хорошо зарекомендовавший себя архитектор Сергей Овсянников (позже по его проекту в Ленинграде был построен всем известный Кузнечный рынок). Однако не один, а с военным инженером Иваном Ставицким.

Совместное их творение притягивает взоры горожан и поныне: парадный двор, увенчанный большими стрелочными часами, у входа в который стоят могучие атланты. Щедрый декор дома с округлыми эркерами: барельефы в простенках между окнами и фриз, стилизованный под итальянские фрески, карнизы с портиками. Открытые балконы верхнего этажа, что не характерно для Петербурга с его дождливым климатом.

Взыскательным вкусам это здание соответствовало и с технической точки зрения. Кроме протапливаемой лестницы там был, например, безупречно работающий лифт. Такой доходный дом был рассчитан, понятно, на людей состоятельных. После революции 1917 года многие из них, включая домовладельца, были вынуждены покинуть страну. Но оставшимся удалось избежать насильственного уплотнения (в здании разместилась, правда, библиотека).

Среди новых обитателей дома тоже было немало известных деятелей искусства и науки. В разное время там жили актеры Мариинского театра, пианист и дирижер Александр Зилоти, выдающийся генетик Михаил Лобашев (об этом свидетельствует гранитная мемориальная доска на стене дома), композиторы Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский.

Здание это привлекало и режиссеров: его можно увидеть во многих фильмах и сериалах. Долгое время массивные часы с римским циферблатом, украшающие фасад дома, не работали. Но десять лет назад группа энтузиастов, собрав немалые средства, привлекла мастеров, которые устранили поломку и смогли запустить исторический часовой механизм.

А потом творение Овсянникова — Ставицкого попало в список городских объектов, которым надлежало обрести на средства инвестора архитектурно-художественную подсветку. Эти многолетние работы ведутся в рамках соглашения между городом и компанией «Газпром» с 2007 года. И предусматривают, кроме прочего, гранитное мощение и установку декоративных чугунных фонарей на исторических набережных, улицах и площадях Северной столицы.

Благодаря умелой подсветке удается подчеркнуть наиболее характерные элементы декора и архитектурные детали старых петербургских домов. Причем не только отдельных зданий, но и целых ансамблей (вроде того, что исторически сложился на площади Труда). Кроме своего дневного, привычного облика такое здание получает и другой, вечерне-ночной, нередко более интересный, говорит Сергей Куприянов, заместитель председателя правления компании.

Но этому предшествует огромная предварительная работа по созданию проекта подсветки и поиску нужных решений. Сотрудники «Ленсвета» занимаются такой работой вместе с архитекторами, чтобы действовать по отношению к объектам культурно-исторического наследия как можно деликатнее, отмечает представитель компании-инвестора. И наступает этап многочисленных согласований (включая собственников дома), после чего, выйдя на объект, бригада приступает наконец к монтажным работам.

Световое оформление доходного дома Веге было завершено в конце 2024‑го. Специалисты установили там в общей сложности 260 светодиодных фонарей и проложили на фасаде почти 1,4 км невидимых глазу кабельных линий. Затем подключили оборудование к энергосетям и передали его в собственность города.

Читайте также:

Пролили свет на Петербург: завершились два проекта по модернизации наружного освещения

Петербургские энергетики завершили проект по архитектурно-художественной подсветке зданий


#архитектура #освещение #благоустройство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (7877) от 28.03.2025 под заголовком «Украшение дома на набережной».


Комментарии