2Vtzqv4Hz9U

Указать направление на Мекку

По данным комитета по развитию туризма, в прошлом году город на Неве посетили свыше 60 тысяч туристов из более чем двух десятков исламских стран мира. Если средний прирост количества таких гостей составил по сравнению с 2014 годом 14%, то из Ирана, например, путешественников к нам прибыло на 33% больше. И число желающих побывать в северной столице мусульман продолжает расти.

Указать направление на Мекку | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Исследования одной из мировых платежных систем показывают: еще в 2014-м 108 млн мусульманских туристов принесли мировой индустрии гостеприимства $145 млрд. Если учесть, что в основном они проживают в странах с быстро развивающейся экономикой, то к 2020 году численность таких путешественников может вырасти до 150 млн человек, а их затраты на поездки – составить $200 млрд.

Эксперт в сфере мусульманского туризма Ильдар Мусин полагает: «Если в долгосрочной перспективе нам удастся привлечь хотя бы одну тысячную процента от числа проживающих в мире 2 млрд мусульман, это уже будет значительный въездной поток туристов». Не случайно еще в декабре 2015-го в России стартовала реализация программы гостеприимства Halal Friendly, рассчитанной на привлечение мусульман как из зарубежных стран, так и из исламских регионов России.

В Петербург, по оценке представителей туристического бизнеса, гости из Ирана, ОАЭ или Малайзии, как правило, приезжают группами или большими семьями. Предпочитают жить в современных отелях уровня 5 звезд. И очень активно пользуются как их инфраструктурой, так и экскурсионными возможностями города на Неве, не жалея на эти цели денег. А вот развлечения, до которых падки, к примеру, европейцы, их интересуют мало. И, конечно, во многих случаях им нужны дополнительные услуги.

«Одна из наиболее частых просьб, с которой мы сталкиваемся при обслуживании туристов-мусульман, – указать в номере направление, в котором находится Мекка», – говорит PR-директор Kempinski Hotel Moika 22 Анна Каган.

Вместе с тем Ильдар Мусин отмечает, что объектов, сертифицированных по программе Halal Friendly, сегодня в Петербурге нет. «Город занят развитием условий обслуживания туристов из Китая, – поясняет он. – Халяль, видимо, следующий шаг».

Соответствовать требованиям этой программы с учетом роста числа туристов-мусульман перспективно. Однако выполнение ее требований предполагает серьезные организационные усилия и денежные затраты. Например, в предлагаемых мусульманам номерах должны быть молитвенные коврики и Кибла (указывает направление молитвы в сторону Каабы в Мекке), а вот статуй или символов с изображением живых существ, а также мини-бара быть не должно. Кроме того, санузел в номере должен быть обеспечен средствами для совершения специального омовения, а при их отсутствии – кумганом (кувшином).

И чем на большее количество «лун» (по аналогии со звездами) по уровню халяльности претендует гостиница – тем больше к ней требований. Речь идет не только об инфраструктуре – преобразованиям должны быть подвергнуты и кухня, и сервис, и даже внешний вид обслуживающего персонала. Например, тренажерные залы, бассейны, сауны, массажные салоны и SPA-кабинеты должны быть раздельными для мужчин и женщин (или по крайней мере иметь раздельный график посещения), а их персонал – быть одного пола с посетителями. Причем одежда сотрудниц, согласно нормам исламской морали, обязана закрывать все тело, кроме кистей рук и лица...

Хотя туристы-мусульмане городу на Неве и выгодны, их пока в северной столице не так много, а сертификация на соответствие программе обходится в сумму до 100 тыс. рублей. Вот почему питерские отели (как и другие объекты) не торопятся вступать в ряды участников этой программы. Да и в целом по стране таких объектов пока немного.

К тому же желание части отельеров и представителей туристического бизнеса ориентироваться на интересы определенной части гостей Петербурга не у всех находит понимание. «Чем, собственно, турист из Китая или Ирана лучше гостя из Европы или россиянина, приехавшего из Сибири? – справедливо задаются вопросом сторонники этой точки зрения. – Северная столица в целом и объекты ее туристической инфраструктуры должны быть дружелюбны ко всем гостям, независимо от страны их происхождения и личных пристрастий». А Станислав Соловьев из компании Good Time Travel считает, что «иранцы уже давно ездят в Россию и каких-либо проблем при организации их пребывания замечено не было». «В большинстве своем те, кто приезжает из Ирана в Петербург, достаточно толерантны и с пониманием относятся к возможностям, которые им могут здесь предложить», – уверен он.

Однако тенденция налицо: в 2015 году Иран, например, впервые вошел в топ-20 стран – лидеров по числу международных прибытий в Россию. В связи с чем генеральный директор Intourist Thomas Cook Леонид Мармер называет эту страну одним из наиболее перспективных для России «донорских» туристических направлений. «Десятки тысяч туристов, которые приезжают в Россию сейчас, – «аванс», который при умелом привлечении иранцев может вылиться в сотни тысяч», – не сомневается он.

«На осенней выставке в Петербурге вопрос о развитии программы Halal Friendly мы поднимем еще раз, и уверен, что лед тронется, – говорит Ильдар Мусин. – Наша задача – создать для мусульман, включая и примерно 20 млн россиян, комфортные условия для путешествий по стране. Ведь мусульман в мире путешествует в полтора раза больше, чем китайцев, а денежный оборот они делают в два раза больше».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (5768) от 18.08.2016.


Комментарии