Укатанный прокат

Петербургский велопрокат полностью выработал свой ресурс, и работа его в нынешнем сезоне оставляла желать лучшего. В следующем году систему обещают переоборудовать, заменив при этом почти сотню станций. Уверяют, что хватит денег и на новые велосипеды с дополнительной функцией - отслеживанием перемещений.

Укатанный прокат | Пока по городу удобнее ездить на своем велосипеде. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Пока по городу удобнее ездить на своем велосипеде. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Городским велопрокатом в Петербурге по заказу Смольного управляет московская компания «Велогород». Как рассказал «СПб ведомостям» генеральный директор этой фирмы Виталий Блаженов, все 96 имеющихся в северной столице станций проката будут заменены на новые. Обещают обновить и велосипеды. «Существующая система работает в городе с 2014 года, износ ее уже критический. В 2017-м применять ее нецелесообразно», - считает наш собеседник.

По словам Блаженова, работе проката мешало огромное количество сбоев и других проблем. Например, многие пользователи не могли быстро сдать велосипед. В других случаях точки проката просто не действовали. «Весь год мы занимались тем, что чинили эти изношенные станции», - посетовал руководитель «Велогорода». Напомним, используемые сегодня станции и велосипеды - чешской системы Homeport. На замену им приготовили отечественный аналог, на разработку которого ушло около двух лет.

В прошлую пятницу испытание новой системы началось в Петергофе. По данным комитета по развитию транспортной инфраструктуры, в эксплуатацию введено одновременно 10 станций и 100 велосипедов.

Отечественные велостанции, по словам Блаженова, более устойчивы к кражам и вандализму. Они изготовлены из оцинкованной стали. Гайки сделаны антивандальными и скрыты внутри, так что злоумышленникам будет сложно разобрать их при помощи обычных инструментов. На стойках, к которым прикреплены велосипеды, установлены датчики удара - акселерометры. Если кто-то начнет трясти велосипед, пытаясь вырвать его из крепления, в центре управления сразу об этом узнают.

Кроме того, на каждой станции будут установлены видеокамеры - от двух до четырех, в зависимости от местоположения. Предполагается, что их интегрируют в единую городскую систему видеонаблюдения. Соответствующие переговоры с властями уже ведутся.

Сохранности велосипедов уделяется так много внимания, поскольку кражи - больной момент для проката. Организаторы системы, по их словам, не знают точно, сколько всего было украдено в нынешнем сезоне. По данным же за прошлый год, горожане оставляют себе около 10% велопарка.

Отныне на каждом велосипеде будут устанавливать GPS-трекер. Это еще одна функция, которая поможет находить угнанные или просто не добравшиеся до станции велосипеды. Сегодня многие пользователи - в основном гости города - оставляют велосипед на ночь у себя в гостинице или в парадном. В будущем встроенный передатчик поможет их отследить и поймать.

Для самих пользователей передатчики тоже в плюс. В мобильное приложение «Велогорода», которое петербуржцы устанавливают на свои телефоны, встроят индикаторы активности. По каждой поездке можно будет увидеть пройденный путь - на карте и в километрах. Программа подсчитает и покажет среднюю скорость движения, время в пути и время остановок. Кроме того, планируется собирать информацию о сожженных калориях. Наконец, велосипедисты увидят на экране количество денег, которые сэкономили, отказавшись от общественного транспорта.

Одновременно идет работа по интеграции новых велостанций с карточкой «Подорожник» - платить по ней, возможно, будет удобнее. Но удастся ли подключить «Подорожник» в следующем году, еще большой вопрос.

Общественный советник по развитию велотранспорта при профильном вице-губернаторе Дарья Табачникова в разговоре с корреспондентом «СПб ведомостей» отметила, что в разных городах мира в велопрокат часто встраивают GPS-трекеры. Они позволяют точнее собирать статистику об использовании системы и бороться с кражами. Но для самих горожан толку от них немного. С точки зрения велосипедиста важно, чтобы все хорошо работало, а производитель, GPS и другие технические вопросы не столь значимы. И вот тут имеется много разных «но».

«Работа станций и проката в целом вызывает в нынешнем году очень много нареканий. Нужно ли было их полностью заменять, это технический вопрос, но то, что все было в очень плохом состоянии, это правда», - поделилась Табачникова. Открытие нынешнего сезона отложили на месяц или на два из-за безобразной работы программного обеспечения (кстати, уже российского) - его так и не смогли нормально интегрировать с чешской системой. Не было заметно и какого-либо расширения числа станций и велосипедов - это также нужно рядовым велосипедистам. Открытие точек в Петергофе - по сути, единственное нововведение.

«Надеюсь, что с новыми велосипедами все станет по-другому, что таких проблем больше не будет», - сказала Табачникова. Она также рассчитывает, что в следующем сезоне появятся новые станции в центре города, поскольку сейчас их явно недостаточно. «96 станций - это просто ничто. По европейским стандартам, они должны через каждые 500 метров стоять», - уточнила наша собеседница.

Добавим, что велопрокат в Петербурге в этом году будет работать до конца ноября.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (5817) от 26.10.2016.


Комментарии