Уедут в закат? Несколько российских городов стали территориями, свободными от самокатов

Когда прочитала новость, что в Благовещенске ввели тотальный запрет на электросамокаты, не поверила. Решила, что это чья‑то шутка. Или «утка», фейк — кому как нравится. Полезла в официальные источники. Оказалось, правда. Да, граждане, в этом городе больше не будет на улицах никаких электросамокатов, моноколес, сегвеев и прочих средств индивидуальной мобильности. За использование СИМ ощутимый штраф. В Сети жители города такому решению буквально «аплодировали стоя». А депутаты Госдумы не исключили, что у них найдутся последователи. И не ошиблись…

Уедут в закат? Несколько российских городов стали территориями, свободными от самокатов | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Однако обо всем по порядку. Итак, Благовещенск стал первой ласточкой заката «самокатной эры». Столь радикальное решение власти города приняли не сразу. Сначала они честно пытались выстроить диалог с кикшеринговыми компаниями. Даже пришли к некому компромиссу, в результате которого самокатчиков выгнали из центра города. Знакомо? Но проблему аварий и недовольства горожан эта мера не решила. Они просто переместились в другие районы, где поток СИМ стал более интенсивным…

В итоге сейчас электросамокатами в Благовещенске можно пользоваться разве что на своем садовом участке. Тем, кто рискнет вывес­ти эту технику на улицу, выпишут штраф. Для граждан он составляет от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 15 до 25 тысяч, а для юрлиц — от 100 до 150 тысяч. Дабы неповадно было.

Жители новшество приняли на ура. Достаточно привести лишь несколько комментариев: «Молодцы, что запретили. Безопасность на дорогах и тротуарах должна быть в приоритете». Или: «Давно пора было выгнать всех самокатчиков из города». Еще: «Спасибо администрации. Теперь мне с ребенком не придется шарахаться от подростков, рассекающих на скорости по тротуарам». Думаю, общий настрой понятен.

Буквально в считанные дни инициативу подхватили другие российские города. Следом электро­самокаты запретили в Елабуге (Татарстан). Власти мотивировали это отсутствием «специальных дорожек для этих средств перемещения» и «разметки для безо­пасного движения». Подчерк­нув при этом: если кто‑то хочет на СИМ зарабатывать, пусть вложит средства в развитие дорожной инфраструктуры — организует специальные дорожки, нанесет разметку, а после посмотрим…

Далее ситуация развивалась стремительно. Буквально через пару дней аренду самокатов запретили еще в двух муниципалитетах Ставропольского края — Солнечнодольске и Изобильном. Мол, такое решение было принято по итогам голосования горожан. Правда, ­ввести тотальный запрет власти все же не решились. На личных самокатах там ездить еще можно.

А теперь «вишенка на торте». В ближайшем пригороде нашего города — в Кудрове — также планируют ввести полный запрет на СИМ. Уточним: такое решение связано с тем, что двухколесного транспорта в этом густонаселенном районе стало уж слишком много, а еще с большим количеством жалоб горожан на то, что пользователи бросают самокаты где попало, даже в лесу. Пока это решение не вступило в силу, но его реализация вполне вероятна.

Что интересно: если судить по настроению петербуржцев, оставляющих свои комментарии в Сети, похожего подхода к СИМ они с нетерпением ждут от городских властей.

Самокаты_По-Кс.jpg
ФОТО Ксении ПОПОВОЙ

Пока же с 1 июля в нашем городе вступили в силу только новые требования к скоростному режиму СИМ. В первую очередь они должны упорядочить работу курьеров на двух колесах. А заодно ограничить любителей прокатиться с ветерком. Отныне все они смогут ездить по тротуарам и любым другим пешеходным зонам только со скоростью не более 10 километров в час. Кроме того, определены места в районах, где появляться СИМ и вовсе запрещено. Речь — об участках с высоким пешеходным трафиком, в основном в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном районах, а также о парках и зонах зеленых насаждений.

Кроме того, с 15 июля в Петербурге службы доставки обязаны обеспечить курьеров электронными устройствами, позволяющими определять их местонахождение. К тому же доставщик должен иметь идентификационный номер на транспортном средстве, сумке-переноске и форме.

Думаю, необходимость таких требований объяснять не надо. Не секрет, что зачастую именно курьеры гоняют по тротуарам, создавая угрозу пешеходам, нарушают ПДД и ведут себя агрессивно. Немаловажный нюанс: за рулем курьерского коня могут сидеть граждане, которые официально не трудоустроены, и в случае ЧП найти виновника не представится возможным. А если на него и его транспортное средство повесить «номера», то в случае любых разногласий такого гражданина можно будет легко «опознать». Вот только не совсем ясно, кто именно будет это делать.

В петербургской Дирекции по организации дорожного движения вроде как готов программный модуль, который может распознать не спешившегося на пешеходном переходе электросамокатчика или езду вдвоем. А в ближайшее время появятся еще и «умные» камеры, которые смогут фиксировать и скоростной режим. Правда, как они справятся со своей задачей, еще неясно.

Помните, год назад горожанам обещали, что к управлению самокатом не будет допущен ни один подросток? Или что ездить на СИМ вдвоем станет невозможно? И что? Сплошь и рядом ездоки — именно несовершеннолетняя молодежь. Да и парочек меньше не стало. Во всяком случае я их наблюдаю регулярно. Поэтому верить, что «умные» камеры начнут выявлять лихачей, на мой взгляд, несколько преждевременно.

Опять же кроме арендной техники существует частная. На ней вообще нет никаких опознавательных знаков. Кто будет следить за ней? Ведь ничего не помешает тем же курьерам развозить снедь на личном СИМ. За ними будут гоняться дорожные инспекторы? Не смешите. Им бы с лихачами на авто справиться. Так что все эти обещания упорядочить движение СИМ в городе вызывают массу вопросов. И пока, увы, без ответов.

Конечно, мы должны понимать, что СИМ — хотим мы этого или нет — уже прочно вошли в нашу жизнь. И полностью запретить использовать те же самокаты вряд ли удастся. Хотелось бы, но… А вот заставить «покатушечный» бизнес вкладывать средства в развитие инфраструктуры города можно и нужно. Действительно, почему кто‑то должен зарабатывать на дискомфорте сотен тысяч людей? Хотите получать дивиденды — создавайте за собственный счет специальные дорожки для СИМ, учите людей ПДД и вежливости на дороге. Как это сделано с автотранспортом: проезжая часть, правила, права — и вперед. Почему не взять на вооружение эту давно отработанную практику? Авось пригодится.

МЕЖДУ ТЕМ 


В Петербурге обсуждают инициативу о введении платы за использование электросамокатов на улицах города. Ее размер — 1000 рублей с каждого устройства. По мнению авторов идеи, для кикшеринговых компаний существенных расходов это не повлечет, но включит их в развитие городской среды. По данным экспертов, сегодня в Северной столице в эксплуатации находятся примерно 42 тысячи электросамокатов — это ежегодно 42 миллиона рублей в городскую казну. Кроме того, к базовой сумме могут быть применены повышающие коэффициенты, исходя из числа ДТП с участием арендных самокатов, а также уровня соблюдения правил эксплуатации и парковки.

Читайте также:

Попадут в ПДД. ЗакС Петербурга предлагает признать электровелосипеды транспортными средствами

Токсичный самокатный бизнес открыл новый сезон убитых стариков и детей


#электросамокаты #СИМ #запрет #штраф

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (7954) от 23.07.2025 под заголовком «Самокаты уедут в закат?».


Комментарии