Удар бича под козырьком. Как менялось архитектурное убранство Петербурга

В Доме архитектора состоялось представление альбома «Козырьки Санкт-Петербурга». Его авторы - Борис Калиничев, ветеран КГИОП, который тридцать лет занимается проблемами реставрации художественного металла, и фотограф-краевед Сергей Шмидт.

Удар бича под козырьком. Как менялось архитектурное убранство Петербурга |  Иллюстрация Maya2008/shutterstock.com

Иллюстрация Maya2008/shutterstock.com

Эта книга является частью проекта об архитектурном убранстве северной столицы, который начался больше 20 лет назад альбомом «Балконы Санкт-Петербурга», за ней последовали книги «Ворота» и «Двери и порталы». Менялись издательства, подключались другие авторы, но лидером остается дуэт Калиничев - Шмидт.

Как сообщил Калиничев «Санкт-Петербургским ведомостям», в альбом о козырьках (навесах), созданных в XIX - начале ХХ века, вошли 160 изображений из примерно трехсот, которые находятся в его архиве. Расцвет «навесостроительства» приходится на период поздней эклектики. Тогда, по оценкам Калиничева, существовало несколько тысяч металлических козырьков. Бурный ХХ век радикально сократил их количество, а случаи воссоздания, как это произошло с козырьком на здании БТД или на бывшем Доме писателей, - пока единичны.

Козырьки для Петербурга - явление относительно новое. В эпоху классицизма для защиты публики от непогоды строили порталы. Массово козырьки появляются в Петербурге только в 1860-х годах после смягчения правил застройки. Их стали пристраивать к существующим зданиям, как на чугунных опорах, так и на кронштейнах. Характерный пример - козырек на здании Мариинского театра. Из домов с козырьками, спроектированными вместе со зданиями, Калиничев назвал Ново-Михайловский дворец Андрея Штакеншнейдера на Дворцовой набережной, 18, и Малый мраморный дворец Гаральда Боссе и Эдуарда Шмидта на Гагаринской улице, 3.

Правильным считались остекленные навесы, которые позволяли видеть небо. Примером может служить доходный дом на улице Чайковского, 38. Если козырек имел уклон в сторону здания, то он снабжался собственной водосточной трубой. Характерный пример - козырек на западном фасаде Витебского вокзала.

Козырьки следовали основным стилям петербургской архитектуры - эклектике, модерну, неоклассике. Но бывали исключения: к модерновому зданию Императорского павильона Витебского вокзала был приделан чуждый ему козырек с кронштейнами в виде грудастых драконов. Этот опыт Калиничев считает неудачным. В то же время модерн дал примеры изящных козырьков с рисунком, который называется «удар бича». Их можно увидеть на доме 85 по набережной Фонтанки, на доме 22 по улице Куйбышева, на доме 42 по Суворовскому проспекту.

Калиничев сообщил, что в ближайшие месяцы выйдет переиздание «Ворот Санкт-Петербурга», теперь в твердой обложке, а также новый альбом про ограды. В более отдаленных планах - книги про фонари и скульптуру на фасадах зданий. Проект про украшения старых лифтов пришлось оставить из-за недоступности парадных.

#архитектура #история #Санкт-Петербург

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 057 (6410) от 29.03.2019 под заголовком «Удар бича под козырьком».


Комментарии