Учить и переучивать. В Петербурге растёт спрос на специалистов в индустрии гостеприимства

Значительное увеличение потока туристов в Петербург на фоне растущего дефицита персонала побуждает власти города принимать превентивные меры по подготовке и переобучению кадров для сферы гостеприимства. Иначе и нельзя: в ближайшие пять лет гостей в Северной столице может стать значительно больше, а введение в строй новых крупных объектов напрямую зависит от наличия квалифицированных специалистов.

Учить и переучивать. В Петербурге растёт спрос на специалистов в индустрии гостеприимства | С 1 марта требования к экскурсоводам стали жестче: работать могут только аккредитованные./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С 1 марта требования к экскурсоводам стали жестче: работать могут только аккредитованные./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Статистика подтверждает: по итогам минувшего года Петербург принял 11,6 млн человек, а вклад гостей в его экономику достиг 730,5 млрд рублей. В результате первый показатель вырос по сравнению с 2023‑м на 23 %, а второй — на 51 %. Особо радует экспертов и тот факт, что цифры прошлого года оказались лучше, чем в считающемся эталонным 2019‑м.

«Петербург не только достиг доковидных показателей, но и превзошел их. Это убедительный результат работы нашей туристической отрасли: благодаря беспрецедентным мерам поддержки со стороны города она смогла не просто восстановиться, но и уверенно расти даже в условиях западных санкций», — заявил по этому поводу губернатор Северной столицы Александр Беглов. И указал на то, что сейчас система гостеприимства играет все более заметную роль в экономике, а каждое 12‑е рабочее место в городе так или иначе с ней связано. Примерно такая же картина наблюдается и на общероссийском уровне: отрасль быстро растет и требует к себе пристального внимания.

Не случайно недавно состоялось специально организованное совещание с участием членов правительства РФ, на котором обсуждались проблемы формирования системы подготовки и развития кадрового потенциала сферы туризма и гостеприимства. «В отрасли уже заняты около миллиона человек, и потребность в сотрудниках составляет примерно 250 тысяч специалистов, — отметил в ходе встречи вице-премьер правительства России Дмитрий Чернышенко. — А к 2030‑му она возрастет до 400 тысяч. Новые специалисты крайне необходимы и для успешного развития отрасли, и для реализации таких масштабных инвестиционных проектов, как «Пять морей и озеро Байкал». Не стоит забывать, что наш город имеет к этому самое прямое отношение: проект «Санкт-Петербург марина» в Горской, который уже начали реализовывать, предполагает привлечение еще 1,3 млн туристов и создание 7 тыс. рабочих мест. В связи с этим имеющие отношение к отрасли аналитики уверены, что «нам необходимо сформировать гибкую и эффективную систему подготовки профильных специалистов, ориентированную на запросы экономики».

Почему их не хватает? Ведь, казалось бы, нужных отрасли людей готовят чуть ли не все: согласно официальной статистике, в России на это направление прием студентов осуществляется в более чем ста вузах и 1,3 тыс. колледжей, включая десятки петербургских. Кроме того, в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство» созданы центры подготовки кадров в Московской области, Татарстане и Петербурге. Однако те, кто работает «на земле», на предприятиях, обслуживающих гостей, в один голос говорят: дефицит кадров нарастает. Да и «наверху» это понимают: председатель Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев уверен, что «студенты в основном получают теоретические, а не практические знания — действующие образовательные программы не учитывают актуальные потребности отрасли». И, как ни крути, кадровая проблема становится в развитии системы гостеприимства ключевой.

Однако если посмотреть на проб­лему внимательнее, сразу становится понятно: отрасли больше всего нужны не управленцы, а рядовые работники. В Петербурге, к примеру, для одних только горничных сейчас имеется около 1,7 тыс. вакансий. Зарплата в среднем — 50 – 70 тыс. рублей в месяц. А где предлагают больше — больше и требуют. Причем работодатели готовы принимать не только тех, кто уже трудился по профилю. Запросто берут и без опыта — лишь бы человек не только хотел получать деньги, но и качественно работать. Примерно такая же картина и по другим востребованным массовым профессиям отрасли. Повар, официант, пекарь, администратор — по каждой не менее 300 – 400 вакансий с приемлемой зарплатой 60 – 80 тыс. рублей. Причем заявления о значимости отрасли не пустой звук: в настоящее время в сфере гостеприимства Петербурга сосредоточено около 7 % всех свободных рабочих мест города. А если подсчитать те, что находятся в смежных, — легко можно умножать на два.

Однако спрос со стороны кандидатов на работу в этой отрасли по‑прежнему невысок: соотношение числа резюме и вакансий (4,6), конечно, не такое низкое, как в розничной торговле (1,8), но работодателям все равно особенно выбирать не из кого.

«Суть проблемы не в том, что в вузах или колледжах плохо или некачественно учат, а в том, что отрасли явно не хватает людей, готовых в ней работать, — считает вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин. — А если их не хватает и недокомплект сотрудников компенсируется путем совмещения и увеличения объема работы для действующих работников, качество сервиса от этого лучше не становится».

Отчасти решить проблему ка­чества подготовки персонала могут такие структуры, как цент­ры компетенций в сфере туризма и гостеприимства: в петербургском, к примеру, в 2024 году прошли переподготовку и повысили квалификацию свыше 4 тыс. специалистов из разных регионов страны. Причем это как раз тот случай, когда акцент делают на практике: в течение года 74 ведущих эксперта, а также более 40 партнеров реализовали подготовку кадров по 25 программам дополнительного профобразования. «Среди приоритетов деятельности на 2025 год остается разработка и проектирование программ дополнительного профобразования с учетом обеспечения кадрами федеральных круглогодичных курортов (в том числе проекта «Горская»), а также программ, направленных на подготовку кадров для международного въездного туризма», — отмечает глава петербургского Центра компетенций в сфере туризма и гостеприимства Марина Морозова.

Что касается обучения и переподготовки специалистов «низового» уровня, то здесь, по мнению экспертов, надо идти по пути возрождения и организации системы учебных заведений, деятельность которых тесно увязана с работой туристических компаний, гостиниц или санаториев. Примерно так, как это сейчас происходит в сфере производства, когда 2 – 3 дня в неделю студент «грызет гранит» теории, а в остальные дни работает там, куда впоследствии может прийти трудиться на постоянной основе. Иначе снова может получиться так, что государство будет за свой счет учить тысячи людей, а после окончания курса они ­уйдут в курьеры. Только потому, что там лучше платят…

Читайте также:

Зовут в дорогу: 16 туристических маршрутов насчитывается по всему Северо-Западу

Город пробуют на вкус. В Северной столице растёт популярность гастрономических туров


#экскурсовод #туризм #гостеприимство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7868) от 17.03.2025 под заголовком «Учить и переучивать».


Комментарии