Малая Октябрьская железная дорога отмечает большой юбилей
Историю детской железной дороги можно вести с момента открытия Ленинградского дворца пионеров 12 февраля 1937 года. В железнодорожной лаборатории работал инициатор строительства Малой Октябрьской железной дороги в нашем городе Адольф Синявский. Ее строительство было начато в 1939 году, но Великая Отечественная война остановила стройку.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
После окончания войны, в 1947 году, начальник Северо-Западного округа генерал-директор второго ранга Борис Саламбеков издал приказ «О постройке Детской железной дороги в городе Ленинграде». Его поддержали и тогдашние городские власти. К строительству были привлечены комсомольцы и молодежь. С их помощью была уложена железная дорога стандартной колеи 1520 мм, а позже одну нитку перешили и получилась узкоколейная железная дорога с колеей 750 мм. Протяженность ее была 9,6 км, располагалась она в живописной местности и проходила через Черную речку.
28 августа 1948 года «Ленинградская правда» писала: «Вчера у ленинградских школьников был большой праздник. Вступила в строй детская железная дорога — «Малая Октябрьская».
Малая дорога с первых дней привлекла детвору. Но попасть туда могли только ребята с направлением от пионерской организации. С 1965 года близлежащая территория начала застраиваться, и Малую железную дорогу стали укорачивать. К 2003-му ее протяженность сократилась до 1,8 км. А ведь в 1981 году ее и вовсе хотели снести, была даже назначена дата. Но нашлись здравые люди, и этого не произошло.
Тогда заговорили о строительстве новой Малой Октябрьской магистрали. Больше 20 лет шли дебаты со всеми властями, и только в 2010 году на открытии очередного сезона тогдашний президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин вместе с губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко в присутствии ребят подписали соглашение о строительстве детской железной дороги. Ее решили протянуть от станции Купчино по насыпи Царскосельской железной дороги до станции Царское Село. Назвали новую детскую магистраль протяженностью более 10 км Южным участком. Он был открыт в 2011 году. Теперь в нашем городе действуют две автономные линии детской железной дороги — Северная и Южная. Здесь ребята проходят практику на самой современной технике.
И если раньше на Малой Октябрьской дороге занимались 600 ребят, то теперь их вдвое больше. А всего за 70 лет профессиональную детскую школу железнодорожного мастерства прошли более 50 тысяч ребят, из них почти 10 тысяч остались работать в отрасли.
На открытии летнего юбилейного сезона директор по пассажирским перевозкам РЖД Дмитрий Пегов сказал: «Это прекрасная практика для школьников. И еще важно: занятия на Малой Октябрьской дороге отвлекают ребят от уличных соблазнов». А Пегов знает это не по наслышке, сам входит в те 10 тысяч выпускников, которые прошли пути малой магистрали.
Закончилась летняя практика, и уже скоро у ребят начнется теоретическая подготовка, чтобы уже следующим летом применить свои знания на практике.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (6263) от 06.09.2018 под заголовком «У Малой Октябрьской большой юбилей».
Комментарии