У стен Адмиралтейства состоялся праздник, объединивший разные культуры
В Александровском саду 12 июня прошел большой и красивый праздник — бал национальностей. С полудня и до вечера у стен Адмиралтейства гремела музыка и толпилась разновозрастная публика, которую не сумел разогнать даже начавшийся почти одновременно с балом дождь. Переждав непогоду под деревьями, зрители скоро вернулись к сцене, где разворачивалось действо, посвященное Дню России. И еще Петербургу — городу, объединившему множество культур, столице империи, в которой единство разных национальностей сформировалось как градообразующая и государственная традиция.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Этот бал был восьмым по счету, а стало быть, уже обзавелся некоторыми традициями. Обычно его предваряло шествие петербуржцев в национальных костюмах, открывал торжественный полонез, а среди ведущих непременно присутствовал царь Петр I. И еще помимо большого концерта исполнителей и творческих коллективов от национальных объединений города вниманию публики предлагались разнообразные выставки-палатки с изделиями народных промыслов и предметами быта различных этносов, а также игры и мастер-классы — рукодельные, танцевальные и пр. — для детей и взрослых. Успешность программы во многом зависела от выбранной площадки (бывали более и менее подходящие для такого формата), но в целом структура бала национальностей с годами менялась мало.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Александровский сад оказался, пожалуй, лучшим местом для проведения этого праздника. Центр. Отличная транспортная доступность. Роскошные деревья и цветы как декорации к спектаклю. Площадь с фонтаном. Но главное — просторные аллеи вдоль Адмиралтейства, где можно было бы развернуть какие хочешь выставки и мастер-классы (в том числе и танцевальные), да еще и с множеством скамеек, на которых могли отдыхать те, кто устал, но еще не хотел покидать площадку.
Однако выставок, игр, мастер-классов и так ожидаемого народом «танцуют все!» на этот раз практически не было. Был отличный концерт, который с удовольствием смотрели и снимали на видео взрослые, да аниматоры-фиксики, развлекавшие ребятню мыльными пузырями. Бала в его привычном понимании не получилось.
Думается, каждый, кто побывал на этом празднике, согласится: наши любители фольклора и национальных культур — народ исключительно талантливый, а по уровню исполнительства порой не хуже артистов-профессионалов. И публика наша прекрасна — она чуткая, отзывчивая, искренняя, на аплодисменты и эмоции не жадная. В общем, сцена и зал стоят друг друга… И иногда «залу» явно хотелось быть ближе, поучаствовать в действе.
Под зажигательные кавказские ритмы устоять невозможно. За барабанами-доулами ансамбля «Ритмы гор» следует блестящий танец в исполнении «Ритмов Кавказа», потом ансамбля «Нарт» Осетинского землячества в Петербурге…
В какой‑то момент на площадку перед сценой выходит один из зрителей восточной наружности и начинает выделывать примерно те же коленца и исполнять те же элементы лезгинки, что и танцоры. Причем делает это так задорно и ловко, что скоро компанию ему составляют еще несколько человек из публики. А по окончании номера к нему подходят познакомиться и обменяться контактами участники мужского фольклорного ансамбля «Братина», занимающегося в Петербурге сохранением песен казаков Северного Кавказа, терских и гребенских.
«Лезгиночного самородка» зовут Борис Ян. Он разнорабочий, приехал в Петербург из Бурятии 15 лет назад. Такие праздники — настоящее его хобби.
— Я разные танцы умею танцевать, — рассказал Борис корреспонденту «СПб ведомостей». — Русские, татарские, кавказские, польские, эстонские, бурятские конечно… Да какие угодно.
— Как учился? — спрашиваю.
— Хожу на национальные праздники, смотрю выступления артистов. По телевизору смотрю тоже. Потом дома повторяю, заучиваю движения, стараюсь точнее передавать характер народа. Не начав делать, ничему ведь не научишься, так в любом деле. А возьмешься — и все у тебя получится.
Концерт шел своим чередом. Восток завораживал корейским танцем с веерами от фольклорного ансамбля «Ариран» и игрой артиста Китайского культурного центра Вэй Кянцзе на бамбуковой флейте. Башкирскую культуру представили звонкие тетушки из фольклорного ансамбля «Ирандек» и изящные девушки из «Наза», исполнившие нежный танец «Умырзая» («Подснежник»). А участницы чувашского ансамбля «Парне» («Подарок») скучать в ожидании своего выхода не стали и устроили в сторонке от сцены стихийный танцпол, на который с удовольствием выходили многие «неорганизованные» петербурженки.
Так же поступил и якутский этнопевец Гарпани Солинга, презентовавший на празднике свою новую песню «Я живу» (первую, написанную им на двух языках — якутском и русском) и призвавший зрителей и северян-артистов встать в общий круг.
— Эта песня сплачивает нас как единый народ, — сказал Гарпани. — Ведь каждый из нас счастливо живет, когда расцветает его малая родина и становится сильнее вся наша большая страна Россия.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7683) от 14.06.2024 под заголовком «Бал у стен Адмиралтейства».
Комментарии