Творение Росси. Исполняется 30 лет с момента передачи восточного крыла Главного штаба Эрмитажу
В этом году исполняется тридцать лет с тех пор, как восточное крыло Главного штаба было передано Эрмитажу. Журналистов пригласили пройти по размещенным там музейным экспозициям, вспомнить историю преобразования архитектурного памятника.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Эрмитажный опыт приспособления здания с историей для современного использования признан одним из лучших, если не лучшим, в мире. Блестящий пример того, как новая архитектура деликатно вписалась в историческую. Опыт вызывает интерес у международного архитектурного сообщества, ему посвящено пять выпущенных в свет изданий.
Хочется думать, что и Карл Росси не в обиде на своих нынешних коллег, которые бережно сохранили его гениальные находки: в частности, световые фонари на крыше, способные освещать комнаты в расположенных ниже этажах. Они сумели вписать в историческое пространство современную архитектуру, которая подчеркнула и дополнила его достоинства.
Главный штаб, один из самых известных архитектурных памятников нашего города, построен в 1819 – 1829 годах. Творение Росси сформировало современный ансамбль Дворцовой площади. До революции в нем размещались высшие государственные учреждения Российской империи. Восточное крыло занимали гражданские министерства иностранных дел и финансов. По рисункам Росси была выполнена отделка парадных залов Министерства иностранных дел, служебных помещений и личных покоев министра и его супруги. Первым хозяином апартаментов стал граф Карл Нессельроде, с 1828 года занимавший должность вице-канцлера, а затем канцлера Российской империи. Преемники сохранили первоначальное архитектурно-художественное убранство помещений.
Восточная половина Главного штаба досталась Эрмитажу со следами былого великолепия. Но, как вспоминает директор музея Михаил Пиотровский, и с большими проблемами. Обосновавшиеся в здании организации не горели желанием его покидать. Тем временем рушилась крыша, здание пребывало в состоянии близком к аварийному. Об этом свидетельствуют фотографии.
Отдельная драматичная история — поиск денег на реставрацию и реконструкцию. В 1990‑е годы их не было совсем, не только у музеев. Эрмитаж разрабатывал схемы инвестирования, участвовал в международных выставках, для того чтобы найти средства, смог получить большой кредит. Даже в тяжелые последующие годы финансирование не сокращалось. Музей ввел систему поэтапных строительных работ. Здание было разделено стеной. В одной половине показывали выставки, во второй продолжалась стройка.
Проект реконструкции восточной половины Главного штаба разработало архитектурное бюро «Студия 44». Центром музейного пространства стала новая большая анфилада, состоящая из крытых атриумов и выставочных залов. Пять внутренних дворов были объединены и накрыты стеклянным куполом со световыми колодцами-отражателями. В первом, самом большом, атриуме проявились достоинства тыльных фасадов здания. Парадная лестница сформировала там публичное пространство, в котором теперь проводятся лекции, концерты и другие мероприятия.
Сегодня на эрмитажной половине Главного штаба двадцать экспозиций. Наша беглая прогулка заняла больше двух часов. Она включала много интересного, но не все, что там можно увидеть.
Из самых сильных впечатлений — просторный облагороженный чердак под сводами Триумфальной арки Главного штаба. Он сохранил большую часть деревянных балок и кирпичной кладки эпохи Росси. Здесь развернута экспозиция, посвященная реставрации здания-памятника.
Навестили журналисты залы памяти Карла Фаберже, Музей российской гвардии, экспозиции «Министерство финансов Российской империи», «Искусство эпохи модерна». Побывали в парадных апартаментах квартиры министра иностранных дел Карла Васильевича Нессельроде и домовой церкви министерства. На втором этаже заглянули в небольшую треугольную комнату, которая расположена в остром, напоминающем нос корабля, углу фасада здания, обращенного в сторону Певческого моста. Ее окна одновременно смотрят на Дворцовую площадь и набережную Мойки.
Музейное наполнение эрмитажной половины творения Росси окончательно не сформировано. Заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Михаил Дединкин представил обновленную Галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Многие помнят ее на третьем этаже Зимнего дворца, а затем она переместилась в Главный штаб. После возвращения картин из Парижа в прошлом году экспозиция стала гораздо шире. Теперь ей отдано больше места. Для картин Матисса, для Пикассо, наиболее значимых в коллекции живописи, сделаны новые залы.
Завершила маршрут пресс-тура зона приема и разгрузки экспонатов. Наше внимание привлек лифт для подъема крупных вещей. Мало кто отказал себе в удовольствии подняться на открытой платформе в Большую анфиладу.
К слову, в музее идет внутренний конкурс на короткое и емкое название эрмитажной части Главного штаба. Одно из предложений лаконично — Восточное крыло.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7367) от 03.03.2023 под заголовком «То, что Росси прописал».
Комментарии