Туристы как драйвер возрождения: в Кронштадте обсудили будущее фортов
Сначала — туристы, потом — инвесторы. К такому, на первый взгляд, парадоксальному выводу пришли участники «круглого стола» «Пути сохранения объектов культурного наследия Кронштадта» в историко-культурном комплексе «Форт «Константин». Разговор касался в основном 19 кронштадтских фортов, которые находятся в разном состоянии, но большинству необходима комплексная реставрация.
ФОТО Полины АКИМОВОЙ
Участниками «круглого стола» стали владельцы нескольких фортов, которые арендуют их у государства и постепенно приводят в порядок, представители музеев и туристической сферы, а также архитекторы-реставраторы и специалисты по культурному наследию. Отмечу сразу, что развитие проекта «Остров фортов», в том числе комплексная реставрация фортов «Кроншлот», «Петр I» и Александр I», осталось за пределами обсуждения. Если не считать важной реплики одного из участников: «Успешное развитие этого проекта обеспечило мощное участие государства».
«Радуга над островом Тотлебен»: исторический фестиваль ознаменовал начало новой жизни одного из самых мощных кронштадтских фортовАлександр Хазов, заместитель генерального директора крупной петербургской транспортной компании, которая почти два десятка лет занимается возрождением и музеефикацией форта «Константин», начал с факта очевидного, но многое определяющего: за последние 10 – 15 лет Кронштадт стал центром туризма общероссийского масштаба. Это открывает перед владельцами фортов хорошие возможности для привлечения туристов с самыми разными интересами и предпочтениями, в то же время люди не поедут смотреть одни руины. «Мы почти двадцать лет занимаемся фортом «Константин», начали с того, что трижды переделывали проект реставрации и приспособления зданий для культурного комплекса. На сегодня вложили 700 млн рублей и только недавно стали выходить в небольшой плюс. Но для полной реставрации форта нужны миллиарды рублей, будем искать формы взаимодействия с государством», — пояснил Хазов.
Александр Капитонов, который занимается фортом «Граф Милютин», говорил об огромном дефиците мастеров по реставрации и воссозданию металлических конструкций, их приходится искать по всей стране. Работы медленно, но продвигаются. «После окон приступили к дверям, после создания по чертежам Артиллерийского музея макетов пушек занимаемся лафетами», — поделился Капитонов, отдельно отметив, что приток туристов постепенно увеличивается.

Как рассказал Евгений Груль, руководитель проекта сохранения форта «Тотлебен», пять лет этим объектом занимается Яхт-клуб Петербурга. Обследования показали аварийное состояние как помещений, так и подводной части форта. В нынешнем году планируется разработка проекта первоочередных противоаварийных работ. Но форт уже используется. Огородив постройки, в августе яхт-клуб развернул на оставшейся территории палатки, где две смены школьников 12 – 18 лет занимались парусным спортом.
От частного перешли к общему. Оксана Каган, эксперт по культурному наследию, сообщила, что в 2021 году вступил в силу ГОСТ на противоаварийные работы, которые разрешают воссоздание несущих конструкций. Применительно к фортам это позволяет проводить локальные (а значит, вполне подъемные по затратам и срокам исполнения) работы и частично музеефицировать объекты, чтобы можно было их показывать. Яна Макшина, руководитель Городского туристско-информационного бюро, в свою очередь отметила, что активно развивается научно-популярный туризм и даже наблюдение за реставрационными работами может стать частью экскурсионной программы.
Важное примечание к дискуссии сделал маркетолог Леонид Яковлев. По его оценкам, самый популярный вопрос о Кронштадте: «Что я могу посмотреть, кроме Никольского Морского собора?». Яковлев предложил общими усилиями создать интернет-ресурс с полным набором информации — от исторических справок до инвестиционных предложений, от списка музеев до перечня гостиниц и общепита. Форты, которые активно используются, могут занять на этом ресурсе достойное место. «Когда туристы станут приезжать в Кронштадт во второй и третий раз, он станет интересен и инвесторам», — убежден маркетолог.
В кулуарах можно было услышать, что из неиспользуемых фортов самая тяжелая ситуация на «Обручеве», он быстро разрушается. А еще участники «круглого стола» сожалели по поводу отсутствия представителей петербургских властей, которых приглашали на мероприятие. К ним вопрос прежний: что делать с оставшимися фортами, в частности, с некогда крупнейшим фортом «Павел I»? За многие годы для них не нашли и вряд ли найдут инвесторов, а ведь такой системы оборонительных сооружений нет больше нигде в мире. На взгляд специалистов, даже простая консервация пустующих фортов сохранит эту уникальную систему, и люди, чтобы увидеть ее, специально поедут в Кронштадт, причем не один раз.
По завершении «круглого стола» его участники посетили два объекта — «Батарею Паукера», где предполагается воссоздание уникальных механизмов подъема пушек, созданных 150 лет назад, и «Батарею Брылкин», где весной открылся Музей военной миниатюры. Контраст разительный. В первом случае надо начинать с гидроизоляции, вентиляции и т. д., во втором — помещения полностью приспособлены для музея и комфорта его посетителей. Как сообщил Арсений Мухин, директор по развитию форта «Константин», техническое задание по подъемным механизмам готово, Обуховский завод обещал сделать копии пушек.
Читайте также:
На территории кластера «Остров фортов» пройдёт фестиваль «Остров мечтателей»
Открывая страницы войны: водолазы представили находки экспедиции «Москитный флот Победы»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7987) от 08.09.2025 под заголовком «Что кроме собора?».




Комментарии