Туристический поток в городе на Неве вырос на 7% по итогам сезона
Подводя итоги сезона перед отмечаемым 27 сентября Всемирным днем туризма, глава профильного комитета Смольного Евгений Панкевич констатировал: в Северной столице туротрасль продолжает успешно развиваться. И не в самых простых условиях демонстрирует хорошие показатели.
ФОТО Andrijana Bozic on Unsplash
«У нас был динамичный сезон, и по сравнению с прошлым годом фиксируем до 7 % роста потока туристов: в период с мая по сентябрь город посетили около 6 миллионов гостей, — сказал глава комитета по туризму. — Динамика хорошая, но нам есть к чему стремиться». И это в первую очередь касается внутренней структуры туристического потока — Петербургу пока не хватает платежеспособных иностранцев, готовых заполнять дорогие отели и посещать изысканные рестораны.
Как было до пандемии? Количество гостей из‑за кордона и из других регионов нашей страны находилось в соотношении 40 к 60. Сейчас, согласно региональной статистике, около 94 % (примерно 5,6 млн человек) приехавших к нам в сезон путешественников — россияне. В основном это жители Москвы и Подмосковья (около 19 % внутреннего турпотока), а также туристы из окрестных (Новгородская, Псковская) областей, относительно близкой Мурманской области, а также таких регионов, как Татарстан, — на каждый из них приходится от 5 до 7 % общего числа туристов. Что касается иностранцев, то за сезон их у нас побывало около 400 тысяч. И хотя динамика в этом сегменте еще более оптимистичная (рост числа зарубежных гостей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 10,7 %), а 57 % из них приехали из дальнего зарубежья, гостей из‑за кордона все же не так много, как хотелось бы. При этом больше половины «дальних» туристов — китайцы, а компанию им (правда, в заметно меньших объемах) составляют граждане Турции, Индии, Ирана, Омана и Саудовской Аравии. А из «ближних» стран в лидерах гости из Белоруссии, Казахстана и Узбекистана.
По данным Ассоциации туроператоров России, Петербург стабильно входит в пятерку самых востребованных направлений летнего отдыха внутри страны. Более того: по популярности он нередко обходит даже Москву и Подмосковье. Секрет успеха прежде всего в высоком культурном потенциале. Привлечению туристов способствуют, например, известные всей стране выставочные проекты Русского музея. Свою лепту вносит грамотная маркетинговая стратегия, которая позволяет активно продвигать город как внутри России, так и за ее пределами. А главное — в постоянном предложении тех или иных новинок, которые позволяют даже уже побывавшим в Северной столице каждый раз открывать ее для себя с другой стороны.
Например, по данным комитета по транспорту Петербурга, в этом навигационном сезоне в городской информационной системе «Перечень маршрутов водного транспорта» появились 22 новых, а на Карповке заработал новый причал. В результате выбор прогулок по воде расширился за счет таких предложений, как «Утренняя Карповка» и «Елагин остров с воды». Есть новинки и в центре: туристы могут отправиться на маршруты «Сердце Петербурга» или «Ожерелье Северной столицы», дающие возможность увидеть почти все главные символы города с воды.
Развивая проект «Новая туристическая география», позволяющий рассказывать о новых общественных пространствах и «незатоптанных» туристами интересных местах, в городе постоянно предлагают и сухопутные новинки. В частности, на Петроградской стороне появился новый туристический маршрут «Модный Петербург», посвященный современному дизайну и креативным пространствам. «Он посвящен моде, ремеслам и эксклюзивной продукции, которая изготавливается в Петербурге. Это очень интересная история», — считает Евгений Панкевич. А руководитель Городского туристско-информационного бюро Яна Макшина уточнила, что «Модный Петербург», как и другие новинки, нацелен на то, чтобы показать город с другой стороны. В проект «Новая туристическая география» вполне вписывается и такая новинка, как «Пляжный Петербург» (она рассказывает о возможностях отдыха в Курортном районе), и новый маршрут, ориентированный на любителей научно-популярного туризма, в рамках которого туристам покажут около полутора десятков объектов, связанных с наукой. В первую очередь — музеи и лаборатории в различных вузах. «Благодаря постоянному обновлению возможностей отдыха Петербург привлекает так называемых возвратных туристов. Половина побывавших у нас в нынешнем году путешественников приезжают в город уже не в первый раз», — отметила Макшина.
В этой связи ожидания по числу гостей позитивные: по оценкам Смольного, в текущем году Петербург могут посетить 12,3 млн туристов — на 6 % больше, чем в 2024‑м. В связи с положительными переменами в визовой политике Северная столица обещает нарастить и количество зарубежных гостей, увеличив его до 6,5 % от общего объема. Что позволит и дальше развивать отрасль, постепенно наращивая и общие цифры, и процент иностранцев.
Читайте также:
«Кубань — один большой курорт»: как развивают дороги для туристов и жителей края
В России заработала единая система «Гостеприимство» для классификации отелей
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (8001) от 26.09.2025 под заголовком «Петербургская туристическая география».





Комментарии