Тупиковые планы
Строительство около полутора десятков важных магистралей в Петербурге оказалось под угрозой срыва - в генплане они прочерчены... через памятники архитектуры. Ситуации придает остроту то обстоятельство, что некоторые из проектов собирались реализовать уже в ближайшей перспективе. Ведь, хотя на местности этих дорог еще нет, жилье «возле» них уже вовсю строится. Смольный наконец признал эту проблему и, похоже, готов внести коррективы в главный градостроительный документ.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Один из таких жилых комплексов - «Солнечный город» - возводится на окраине города в Красносельском районе, посреди поля к северу от исторической территории Сергиева. Застройщиком выступает ООО «Сэтл инвест». По данным сайта www.kartoteka.ru, эта фирма принадлежит холдингу «Сэтл групп».
Стройка идет с 2014 года, на сегодня введены и заселяются уже четыре 12-этажных жилых дома. Подъезд к новостройкам возможен только по временной двухполосной дороге, оставшейся, по-видимому, от располагавшегося здесь совхоза «Ленинские искры». Она не в лучшем состоянии, без тротуаров и по большей части без освещения. Жители новостроек давно добиваются ее ремонта. Но есть проблема: часть дороги проходит через региональный памятник истории и культуры - парк дачи «Елизино».
Как сообщил в ответ на депутатский запрос губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, реконструкция проезда с соблюдением строительных норм приведет «к уничтожению зеленых насаждений» объекта культурного наследия, а также «искажению его объемно-пространственной композиции» и «нарушению визуального восприятия». Позднее в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) допустили, что дорогу можно отремонтировать, если это не повредит парку.
И все же капитальный ремонт существующей дороги маловероятен. Ведь, в соответствии с генеральным планом, почти в створе ее должна быть построена новая улица - Маршала Мерецкова. Причем это будет не просто улочка местного значения, а важная магистраль (в документах фигурирует под номером 15). Она начнется новой развязкой с Кольцевой дорогой, пройдет на север и выведет к Финскому заливу. Трасса прочерчена в коридоре существующей железнодорожной линии сквозь Елизино. И, конечно, построить ее, по закону, будет еще сложнее, чем отремонтировать существующую дорогу.
Кроме того, к «Солнечному городу» от улицы Пионерстроя до проспекта Буденного планируется продолжить проспект Ветеранов. Проект был разработан компанией «Сэтл групп» и передан городу, сообщили в Смольном. Правда, чтобы построить продолжение проспекта Ветеранов, предстоит пересечь другой объект культурного наследия регионального значения - пруды дачи «Новознаменка». Здесь в отличие от улицы Мерецкова на это обстоятельство, похоже, закрыли глаза. По последним данным, конкурс на строительство дороги будет объявлен весной нынешнего года.
И таких примеров в городе множество. Как стало известно «Санкт-Петербургским ведомостям», руководитель центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов по просьбе Смольного подготовил список из 14 наиболее проблемных магистралей, прочерченных в генеральном плане по территориям объектов культурного наследия. В этот перечень вошли те дороги, к пробивке которых желательно приступать в ближайшем будущем (например, в связи с активной жилой застройкой окрестностей, как в случае с «Солнечным городом»).
Самый масштабный проект - Восточный скоростной радиус. Как мы уже рассказывали, он может оказать воздействие на комплекс построек Офицерской воздухоплавательной школы (что в районе станции Воздухоплавательный Парк).
Кроме того, высокий неразводной мост этой магистрали исказит панорамы объекта всемирного культурного наследия - реки Невы, а также старинного Финляндского железнодорожного моста. Карпов напомнил, как аналогичный просчет уже был допущен при строительстве Западного скоростного диаметра. Трасса нависла над усадьбой «Кирьяново» на проспекте Стачек, будто придавив ее.
Другой важный в масштабах города проект, о котором мы подробно рассказывали, - пробивка левобережной набережной Невы от Обводного канала на юг. Ее собираются довести по крайней мере до Володарского моста. Впрочем, известно о предложении КРТИ проложить эту дорогу и дальше, под Большим Обуховским мостом до Рыбацкого проспекта. По данным ЭКОМ, планирование набережной может начаться в ближайшее время. Во-первых, на это появились силы после завершения строительства развязки набережной Обводного канала и проспекта Обуховской Обороны, а также тоннеля на Синопской набережной. Во-вторых, дорога уже сегодня нужна для новостроек Невского района (прежде всего Усть-Славянки) как дублер перегруженного проспекта Обуховской Обороны.
Как и в случае с Восточным скоростным радиусом, произойдет вторжение в акваторию Невы. А кроме того, на пути трассы оказался региональный памятник архитектуры - терраса у завода имени Ломоносова (пр. Обуховской Обороны, 151). Наконец, в зону влияния попал еще один памятник архитектуры, на этот раз выявленный - здание Володарского (Невского) райсовета на проспекте Обуховской Обороны, 163.
Еще один нашумевший пример такого рода накладок в генплане - Арсенальный мост и продолжающая его магистраль № 7. Известно, что ее собираются протянуть сквозь Удельный парк (региональный памятник истории и культуры). Судя по трассировке, вероятно, будет затронут также ландшафт парка Лесотехнической академии. Но помимо парков могут быть затронуты комплекс построек водоподъемной станции Общества заречного водопровода (Арсенальная улица, 7), железнодорожная станция Ланская эпохи модерна и Удельное земледельческое училище (Фермское шоссе, 36).
Не исключено, что получит продолжение скандальная история со сносом исторических зданий ради моста Бетанкура (в районе Серного острова). Ранее для строительства съезда с него разобрали дореволюционный жилой дом на Ремесленной улице, 3. В будущем планируется реконструировать Новоладожскую и Пионерскую улицы, ведущие к мосту. При этом, по всей видимости, придется полностью разобрать два здания - на Ждановской улице, 43, и Новоладожской улице, 12.
Другой случай - на Петроградской стороне: Лопухинский сад окажется отрезан от воды, если сбудется план по соединению Аптекарской и Песочной набережных через акваторию Малой Невки. Вдобавок там планируется построить развязку возле Каменноостровского моста.
И еще несколько примеров. При пробивке Новоизмайловского проспекта до Обводного канала может быть полностью уничтожена старинная электростанция Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги. Строительство улицы Химиков до Капсюльного шоссе грозит обернуться утратой сооружений гидрокомплекса бывшего Охтинского порохового завода (особенно если заодно решат расширять улицу Коммуны). Развитие территории завода «Красный треугольник», где хотят создать общественное пространство, затруднено планами по пробивке сквозь него новой магистрали от Старо-Петергофского проспекта до набережной Обводного канала.
Нестыковки есть не только в городской черте, но и в пригородах. Так называемая Блан-Менильская развязка, которая необходима для связи Старого и Нового Петергофа, прочерчена через Английский парк. Ей, видимо, попробуют найти альтернативу. С краю Отдельного парка Пушкина нарисован путепровод над железнодорожными путями. В инвестиционных целях, по-видимому, лоббируется предусмотренное генпланом расширение Тарховской улицы и дороги к шалашу Ленина со строительством развязки с Приморским шоссе. Эта реконструкция окажет влияние на восприятие Сестрорецкого разлива, а также затронет региональный памятник - дом Чубанова (Приморское шоссе, 250). Наконец, новая дорога от железнодорожной станции Ломоносов к Краснофлотскому шоссе закроет вид на Ораниенбаумский дворец.
В комментарии нашей газете руководитель ЭКОМ Александр Карпов отметил, что каждый случай подобных накладок в генплане требует своего подхода. Например, уже упомянутую улицу Маршала Мерецкова можно протянуть через тоннель. Сейчас продолжается обсуждение возможных решений с КГИОП и другими городскими ведомствами.
Весной обновленные карты, в которых спорные трассировки будут исправлены, собираются вынести на общественные слушания по корректировке генплана.
Комментарии