Туда не ходят поезда

Директор государственного казенного учреждения «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга» Юрий БАКЕЙ с начала 1980-х гг. занимается проектированием развития северной столицы. Он принимал непосредственное участие в разработке генеральных планов 1985 и 2005 годов. Под его руководством ведется разработка проектов планировки и межевания территорий важнейших городских объектов. В беседе с обозревателем нашей газеты Алексеем МИРОНОВЫМ он рассказал о планах по развитию метрополитена в Петербурге.

Туда не ходят поезда | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– Юрий Константинович, много ли изменила подготовка к чемпионату мира по футболу-2018 в строительстве подземных линий?

– Есть постановление правительства города «Об отраслевой схеме развития метрополитена в Санкт-Петербурге на 2011 – 2015 годы с перспективой до 2025 года». Это действующая схема, в которую к проведению чемпионата мира-2018 были внесены корректировки, не носящие принципиального характера. Основное, что появится благодаря чемпионату, – станция «Новокрестовская» Невско-Василеостровской линии метро.

Говорить, что этот объект ударит по горожанам и оттянет ресурсы, неправильно. Перегон между Васильевским островом и Приморским районом слишком длинный. По нормам, если перегон больше трех километров, то необходима промежуточная станция. Неважно какая: обычная или технологическая, когда строится перрон для эвакуации людей на случай ЧП. В данном случае под чемпионат решили сделать станцию мелкого заложения с выходом для пассажиров.


– Как координируется развитие метрополитена со строительством жилмассивов в городе и области?

– Первоочередная задача – построить Красносельско-Калининскую линию, которая свяжет Юго-Запад и Охту. Совместное решение проработано с институтом «Ленметрогипротранс» и петербургским метрополитеном. В планах предусмотрено, где расположатся станции, вестибюли и вентиляционные шахты.


– А не получится так, что деньги на строительство метро нашлись, а возможности построить выходы на землю уже нет: участки выкуплены частниками?

– Частная собственность уже есть, но существует и федеральное законодательство, которое регулирует вопросы резервирования земли. Если государству или городу понадобится некая территория под объект, собственника земельного участка извещают. Хозяйственную деятельность он вести может, но развиваться – нет. Основанием для резервирования служат федеральный закон, Градостроительный кодекс, разработанная и утвержденная документация по планировке территории. Я хочу обратить внимание, а об этом часто забывают, что даже территории, не принадлежащие частным лицам или компаниям, а принадлежащие государству или городу, – это тоже собственность, и у таких участков есть капитализация. Если мы размещаем объект на городской земле, то и она отнюдь не бесплатна.


– Не будет проблем с выкупом – например, собственник заартачится?

– Будут, но это не трагедия, а рабочий момент.


– А под Кольцевую линию участки зарезервированы?

– Это бессмысленно. В ходе изысканий, когда определяется точное место для размещения объектов, они, бывает, «уезжают» далеко от первоначальных планов. Грунты, особенности рельефа, коммуникации – все эти факторы, влияющие на линейное расположение объекта, уточняются при проведении изыскательских работ.

Пример – выход со станции «Адмиралтейская». Мы долго не знали, куда вывести наклонный ход – вокруг сплошные памятники и река Мойка. Прорабатывали вариант пешеходной галереи с лифтами, чтобы вообще уйти от наклонного хода. Был вариант выхода в Александровский сад, но его сочли неудобным – и пешком под землей идти далеко, и сохранность застройки не гарантировалась. В итоге вернулись к начальному плану с выходом в Кирпичном переулке.


– Когда несколько лет назад журналистам представляли схему развития метро, ту, что будет действовать еще десять лет, то обещали много-много станций. Уточняем, сколько именно построят к такой-то дате, – чиновники уходят от ответа. Может, вы скажете?

– И я не скажу, ведь когда готовится бюджет и определяется финансирование метрополитена, деньги дает не только город, но и федеральный центр. Кроме того, у нас одно из самых дорогих метро в части строительства – в Москве мелкое заложение, в Европе, как правило, тоже. А в Петербурге глубокое из-за сложных грунтов. Нужно трамвай более активно использовать, он по затратам и перевозной способности соизмерим.


– Классический или новый – скоростной, частный?

– Удобный, современный, а если поднять его над дорогой, то он еще и быстрым становится. Качество – это когда трамвай практически бесшумный, не искрит, комфортный, позволяет инвалидам пользоваться этим видом транспорта, выглядит прилично, экономичный.


– Я имел в виду скоростные трамваи. Те, которые обещают пустить во Всеволожск, «Пулково»...

– Я понимаю, когда под скоростной трамвай делают выделенную полосу. Но у улично-дорожной сети есть перекрестки, значит, надо остановиться. В итоге средняя скорость все равно будет 22 км/ч. Возможность появления такого трамвая заложена в генплане.

Есть у нас и проект надземного экспресса. Отличие его от скоростного трамвая в том, что он должен идти не по выделенной полосе, а оторваться от проезжей части. Его непросто оттуда вынуть, нужно построить цепочку опор, перроны, подъемы и спуски для людей – затраты колоссальные. Вот эти условия позволяли бы трамваю двигаться быстро, потому что ни с кем в пространстве он не будет пересекаться – пешеходов наверху нет, машин нет, самолеты летают гораздо выше. Он может передвигаться с любой разумной скоростью.

А скоростной трамвай – все равно заложник улично-дорожной сети. Двигаться с комфортом, безусловно, можно. Никто не отменял придуманные человечеством автоматизированные системы управления движением. Можно пытаться создать зеленую волну этому трамваю. Но если мы говорим «даешь трамвай» – это не значит, что мы всех остальных теперь не видим. Конечно, идеально подвести скоростной транспорт к аэропорту. В проектных решениях заложен и аэроэкспресс, и ветка метрополитена.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5496) от 09.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.