Цветы под охраной. В мае-июне Петербург наполняется ароматом цветущей сирени

Белые, сиреневые, темно-синие кусты есть чуть ли не в каждом дворе или саду…

Цветы под охраной. В мае-июне Петербург наполняется ароматом цветущей сирени | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Лично для меня они ассоциируются с детством. Когда сирень цвела пышным цветом, мы с бабушкой шли на Марсово поле — самое сиреневое место Петербурга. Ее здесь такое количество, что глаза разбегаются. Зрелище не только живописное, но и весьма ароматное — воздух буквально напоен тонким запахом цветов, с которым не сравнятся никакие духи.

Благоухающие кусты можно найти у Казанского собора, где много белой сирени, на Исаакиевской площади, в Екатерининском и Таврическом садах, на Елагином острове и, конечно, в Ботаническом саду.

А какие поэтические имена дают различным сортам этого кустарника! «Фиалка Монмартра», «Вечерняя Москва», «Катерина Хавемейер»… И тут же рядом — «Маршал Жуков», «Маршал Малиновский», «Маршал Конев», «Адмирал Кузнецов»… Есть и чисто петербургские — «Ленинградская симфония», «Ладога», «Летний сад», «Петербурженка»…

По словам эксперта и коллекционера Ирины Сапожковой, члена Международного общества сирени, в мировом регистре около 2600 ее сортов. Больше 100 растет в петербургском Ботаническом саду.

Существует несколько классификаций этого кустарника. По цвету: сирень бывает белая, фиолетовая, голубоватая, розоватая, маджентовая (оттенок пурпурного), пурпурная… Например, «Ладога» — сирень с обильными цветами нежно-голубого цвета. Этот сорт хорошо переносит климат наших широт и устойчив к болезням. «Петербурженка» радует глаз горожан сливочно-желтыми цветками, «Летний сад» — большими лиловыми цветами.

А еще есть сирень махровая и простая, привычная четырехлепестковая и многолепестковая… И бывает кустарник высоким, низким, прямым, раскидистым, а соцветия — плотными, рыхлыми…

И каждая сирень, уверена Сапожкова, по‑своему хороша. Хотя и у эксперта есть среди сортов свои фавориты. В частности, «Красавица Москвы» селекционера Леонида Колесникова, уже давно признанная Международным обществом сирени самой красивой.

«Думаю, что соперничать с ней вполне может «Красавица Петербурга» селекционера Владимира Рейнвальда, — рассказывает Ирина Сапожкова. — Именно этой сирени в 2018 году отдали пред­почтение участники одной из международных конференций. Пока такой сорт не слишком многочислен, но все впереди.

Сегодня продолжаются поиски утерянных сортов, созданных когда‑то выдающимся московским селекционером Леонидом Колесниковым. И каждый найденный его сорт бесценен. Например, «Ветка мира», которая растет в Ботаническом саду. И здесь же можно увидеть единственный экземпляр сирени Ипполита Заливского «Южный Крест». Настоящий эксклюзив».

Сирень, посаженная в городских садах и парках, может, не столь «элитарна», но не менее прекрасна. Так, у Казанского собора цветут три сорта. По-видимому, в свое время саженцы закупали в зарубежных питомниках, где представлены в основном три сорта: «Воспоминание о Людвиге Шпете» (сирень простая пурпурная), «Мадам Лемуан» (белая махровая) и «Сенсейшн» (пурпурная с белой каймой по краю цветка). Эти сор­та довольно неприхотливы и узнаваемы.

Но сама Ирина Сапожкова посадила бы в центре города сорта отечественной селекции. Она считает, что не менее, чем «Красавица Москвы», прекрасны «Мечта», «Надежда», «Маршал Жуков»… Очень интересна авиационная серия: «Алексей Маресьев», «Капитан Гас­телло» — у этих сортов лепесточки закручиваются, как пропеллер.

Селекционеры же своей работы не прекращают, высаживают тысячи семян, чтобы получить перспективный сеянец, который можно будет затем объявить сор­том. Ждать цветения такого сеянца, по словам Ирины Федоровны, надо около пяти лет, а потом еще года три наблюдать, сохраняет ли он свои свойства. Тот же Владимир Рейнвальд, например, наблюдал за «Красавицей Петербурга» 15 лет, прежде чем решился назвать ее сортом.

В Москве вот уже четверть века активно работает селекционная творческая группа «Русская сирень». В настоящее время она зарегистрировала 160 сортов сирени, 47 из которых относятся к сортам «Сирень Победы». Так, кстати, будет называться и книга, которая сейчас готовится к печати. Она посвящена 80‑летию Великой Победы и тем российским селекционерам, которые создавали свои сорта в ее честь.

Жаль, но к труду этих людей отдельные сограждане относятся весьма пренебрежительно. Руки у них так и тянутся наломать в городских парках букет-другой.

Для них — напоминание юристов: сорванная ветка может обернуться крупным штрафом.

Конечно, за срывание одного «счастливого» пятилепесточного цветочка наказывать не будут. Но кто же этим довольствуется? Ломать — так ветку целиком. А лучше несколько, на букет. Подумаешь… Вон ее сколько растет!

У таких граждан так и хочется поинтересоваться: а вы этот куст сажали? Вы за ним ухаживали? Нет? Тогда ваши действия есть не что иное, как покушение на чужую собственность — частную или государственную. Причем неважно, с какой целью были похищены цветы — для продажи, для подарка любимой или для домашнего интерьера. И незачем делать круглые глаза, отвечать все равно придется.

Согласно закону «О зеленых насаждениях», за повреждение ­кустарников гражданам грозит штраф от 3 до 5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 10 до 50 тысяч, а для организаций — от 100 до 500 тысяч.

Если человек сорвет сирень на городской территории и тут же выбросит, его поступок может быть квалифицирован как мелкое хулиганство. За подобное деяние предусмотрен штраф в размере от 500 до 1000 руб­лей. Или арест на срок до 15 суток.

Если сирень растет на территории, которая относится к объектам городского озеленения, нарушителей могут привлечь к ответственности за несоблюдение правил благоустройства — штраф до 5 тысяч рублей. А вот если вы ободрали кус­тарник «как липку», то штраф уже может достичь 500 тысяч рублей или сулить обязательные работы до 480 часов.

Так что, прежде чем обломать ветку, стоит подумать о последствиях. Тем более что сирень простоит в доме совсем недолго. Зачастую она вянет моментально, уже по пути от дерева к вазе.

Миф о том, что ломание цветущих гроздей «омолаживает» дерево, регулярно опровергают специалисты Ботанического сада Петра Великого. По их словам, при обламывании веток всегда останется «хвост» из коры, а на стволе — рваная рана. Это «ворота» для бактерий и грибов. Рана плохо заживает, в нее попадает инфекция — все как у людей. После этого растение начинает болеть и медленно чахнуть, цветение становится скудным, соцветия мельчают.

Поэтому, если сирень растет в вашем саду и вы хотите принес­ти в дом букет, возьмите секатор и аккуратно срежьте несколько веток. Но учтите: даже в этом случае вы обрываете цветы сразу и этого года, и следующего. Ведь вместе с соцветиями вы лишаете растение новых побегов. Именно на них закладываются цветочные почки на следующий год.

В городе немало таких примеров: куст высокий, цветки только на макушке, а на уровне человеческого роста просто зелень. Так, по словам Ирины Сапожковой, раньше на Марсовом поле рос экземпляр белой махровой сирени, которую горожане нещадно обламывали. Результат? Сейчас ее уже нет, погибла.

Читайте также:

Георгиевские ленты из цветов: Северная столица «расцветает» к юбилею Победы

Несколько зелёных зон в разных районах Петербурга обновят в нынешнем году


#сирень #Ботанический сад #парки и скверы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 95 (7917) от 29.05.2025 под заголовком «Время сирени».


Комментарии