Цветы блокадной музе. «СПб ведомости» почтили память блокадных журналистов
8 сентября, День памяти жертв блокады, — трагическая дата в истории нашего города. Это напоминание о трагедии, о беспримерном мужестве и стойкости защитников Ленинграда. Каждый, кто остался в городе после этого дня, становился его защитником.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Вчера в память этой даты в нашем городе состоялось множество событий. По традиции, цветы и венки были возложены на Пискаревском кладбище и на других мемориалах. Торжественная акция прошла у стен Музея обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке. Свои художественные приношения сделали театр Академии танца Бориса Эйфмана, Большой зал Филармонии, БКЗ «Октябрьский»…
По сложившейся уже традиции, на самых разных городских площадках звучали имена горожан, погибших во время блокады. Где‑то эта акция состоялась несколькими днями ранее, а сегодня, 9 сентября, она пройдет в Русском музее — с 16.00 до 18.00 в курдонере Михайловского дворца.
Еще одна акция, инициатором которой стала редакция «Санкт-Петербургских ведомостей», претендует на то, чтобы отныне стать традиционной. Посвященная памяти ленинградских журналистов, работавших в блокадном городе, она прошла у памятника Ольге Берггольц в Палевском саду, недалеко от станции метро «Елизаровская» — в родных для блокадной музы местах.
Как напомнил гендиректор издательского дома «Санкт-Петербургские ведомости» Борис Грумбков, блокада Ленинграда официально признана военным преступлением, преступлением против человечности и геноцидом советского народа. Ни один город такого масштаба не подвергался столь длительной осаде. Фашисты ждали, что Ленинград падет. Но этого не произошло. Город выстоял и победил. И в его защите особую роль сыграли ленинградские журналисты, которые стали одновременно и летописцами событий, и их полноправными участниками, организаторами борьбы с врагом.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Главным блокадным печатным изданием была газета «Ленинградская правда», имевшая тираж более 200 тысяч экземпляров. Кроме обычного, ежедневного, выпуска в течение нескольких месяцев на двух полосах издавался спецвыпуск «Ленинградская правда» на оборонной стройке», сыгравший важную роль в мобилизации жителей на строительство оборонительных сооружений, в превращении города в настоящую крепость. Также спецвыпуски «Ленинградской правды» были адресованы заготовителям леса и торфа, партизанам и жителям оккупированных районов.
Для редакции «Санкт-Петербургских ведомостей» блокадная история «Ленинградской правды» особенно важна и значима, поскольку наша газета была возрождена в 1991 году по инициативе и силами коллектива ленправдистов, в числе которых были и ветераны Великой Отечественной войны. Вспоминая сегодня о подвиге блокадных корреспондентов, мы чтим и память всех тех, кто работал над созданием, набором, версткой, печатью газеты в те годы.
И совсем не случайно акция памяти блокадных журналистов состоялась именно у памятника Ольге Федоровне Берггольц. Ее стихи публиковались в «Ленинградской правде» — в том числе знаменитая «Ленинградская поэма», увидевшая свет в номерах за 24 и 25 июля 1942 года.
Строки из нее прямо у памятника прозвучали в исполнении учениц 340‑й школы и 209‑й Павловской гимназии, а также заслуженного учителя России Татьяны Елисеевой.
Так же, как и «Ленинградская правда», настоящей «нитью жизни» для горожан, воинов фронта и моряков Балтики, партизан и населения оккупированных районов было радио. Передачи из Ленинграда слушали не только в осажденном городе, но и на Большой земле. По словам Ольги Берггольц, нигде радио не значило так много, как в Ленинграде в годы блокады.
— Совершенно точно установленный факт: радио помогало справиться с трудностями блокады, — отметил еще один участник акции, программный директор радио «Петербург» Юрий Радкевич. — И в строю работавших на радио место правофланговой, безусловно, принадлежало Берггольц. Она возглавляла плеяду славных мастеров, в числе которых были Матвей Фролов и Лазарь Маграчев.
Как отметил Радкевич, то, что сделала Ольга Берггольц для жителей нашего города, бесценно.
Ей верили, потому что ее голос шел от сердца. Блокадная муза жила вместе с Ленинградом, слышала его дыхание и внушала людям веру в то, что победа обязательно будет за нами.
Еще одной участницей акции стала заведующая библиотекой, носящей имя Ольги Берггольц, Елена Байрон. В начале минувшего лета библиотека открылась после капитального ремонта, и, как рассказала Елена Байрон, в ее стенах действует постоянная мемориальная экспозиция, посвященная Берггольц.
— Недаром говорят: люди живут вечно, пока их помнят, — отметил Борис Грумбков. — Мы здесь, чтобы подтвердить: действительно, никто не забыт и ничто не забыто. Подвиг журналистов и сотрудников блокадных газет и радио навсегда в памяти ленинградцев-петербуржцев.
Читайте также:
Война в эфире: сражение с вражеской армией шло не только на фронте
Строго по норме. Как работала в условиях блокады Ленинграда продовольственная комиссия
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7744) от 09.09.2024 под заголовком «Цветы блокадной музе».
Комментарии