Цвет трамвая — красный. Петербург формирует новое лицо городского транспорта
Трамвай — особый вид наземного транспорта. В отличие от автомобилей, автобусов и даже троллейбусов он не состарится ни через пять, ни через десять лет. Для него нормальный возраст «выхода на пенсию» — лет 30, если не больше. Трамвай — это эпоха для целого поколения горожан, он воплощает в себе связь прошлого, настоящего и будущего. Возможно, что новые решения для городского транспорта, сформулированные в техзаданиях «залповых» тендеров начала 2022 года, во многом обусловят и будущее технологическое развитие города.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Во что обойдется «букет инноваций»
Январский конкурс на поставку Петербургу партии из 57 двух- и трехсекционных низкопольных трамваев за 6,92 млрд рублей (вагоны предназначены в основном для парка № 7) выиграл единственный участник — ПК «Транспортные системы». Заметим: ранее, в 2019 году, это же предприятие оказалось единственным поставщиком 21 трамвая за 2,02 млрд. Средняя цена вагона в этих закупках составила, соответственно, 96,2 и 121,4 млн рублей.
В начале февраля нынешнего года «Горэлектротранс» объявил конкурс на поставку еще 54 низкопольных трамваев — на этот раз для парка № 3, обслуживающего исторический центр города. Заявки принимаются до 9 марта. Думается, на этот раз участников будет побольше, ведь начальная цена контракта — свыше 12,85 млрд рублей. Выходит в среднем более 237,9 млн рублей за вагон (хотя цена может и снизиться в процессе тендера). Не исключено, что даже при наличии конкурентов вновь выиграет ПК «ТС» — у продукции этого производителя немало преимуществ (не то чтобы уникальных, однако до сих пор не освоенных другими российскими компаниями). Но с чего такое резкое подорожание на этапе стартовой цены?
Мы уже привыкли, что в закупаемой городом технике — масса разнообразных «дополнительно-обязательных» удобств: низкий пол, разъемы для зарядки мобильников, доступ к Wi-Fi, мониторы и салонные табло, климат-контроль и т. д. Условиями конкурсов 2022 года кроме вышеперечисленного предусмотрены также системы активной помощи водителю и управления инфраструктурой. При участии локатора и комплекта видеокамер они следят за дорожной обстановкой и генерируют подсказки, распознают препятствие или перебегающего через пути пешехода и, при отсутствии надлежащих действий со стороны водителя, сами снизят скорость трамвая вплоть до полной остановки. Если человеку за «штурвалом» неожиданно стало плохо, или он заснул, или отвлекся, система активной помощи также возьмет управление на себя. В числе предусмотренных техзаданием, но ранее не применявшихся в Петербурге в ГЭТ назвали шесть новых систем: приоритетного проезда общественного транспорта (высокоточный блок ГЛОНАСС, передающий данные о позиционировании транспортного средства прямо на светофор), дистанционного управления стрелочными переводами, кругового обзора, автоматического подсчета пассажиров, климат-контроля для салона и кабины водителя и мобильное рабочее место водителя.
«Букет инноваций», конечно, хорош, но объяснить им практически двукратное удорожание трамваев, заказываемых для центра города, по сравнению с январской закупкой для 7‑го парка все же трудно: в технических требованиях нынешних конкурсов все это присутствует в одинаковой мере.
Куда кривая вывезет
Разницу можно понять, внимательно вчитавшись в конкурсную документацию. Обнаруживаем, что за 7 млрд рублей заказчик рассчитывает получить 57 трамваев (три трехсекционных и 54 двухсекционных, все — одностороннего движения), способных вписываться в габарит подвижного состава на кривых участках пути не менее 16 метров. А почти 13 млрд он готов заплатить за 54 трамвайных вагона (42 трехсекционных с двумя кабинами и 12 двухсекционных однокабинных) с вписыванием в кривую радиусом 14 м.
То есть удорожание связано прежде всего с количеством кабин у закупаемых трамваев (двухсторонним не требуется кольцо, они могут пускаться в обратный путь, используя небольшие съезды), а также со способностью двигаться по кривым меньшего радиуса.
Второе условие диктует инфраструктура трампарка-ветерана № 3, охраняемого КГИОП. Радиус криволинейных участков рельсов в этом парке и составляет те самые 14 метров. Старые высокопольные вагоны туда без проблем заходят и выходят, а вот стандартному низкопольному их собрату уже не развернуться, не задев строений, — его тележка имеет ограниченный угол поворота. «С учетом охранного статуса объекта принципиально переделывать его инфраструктуру нет возможности, к тому же это было бы нерационально с точки зрения затрат. Поэтому принято решение, оставаясь в рамках существующего путевого хозяйства, разрабатывать под него новый трамвайный вагон с укороченной базой», — пояснили в «Горэлектротрансе». Улучшенные динамические характеристики — то есть повышенная разворотливость — также пригодятся при движении по узким улицам старого центра.
Но что такое создание новой модели? Разработка конструкторской документации, изготовление опытного образца, его опытная эксплуатация, заключение специальной межведомственной комиссии, адаптация производственных процессов — и только потом запуск новых трамваев в серийное производство. Любой уже разработанный серийный товар — тот же, к примеру, костюм — купить проще, быстрее и дешевле. «Индпошив» выйдет дольше и дороже. Но зато будет красивее и удобнее — если его, конечно, с умом сконструировать.
Экстерьер, достойный Петербурга
Еще одно отличие закупаемых для центра трамваев — их особый экстерьер в ретростиле. Некоторую роль в удорожании закупки для центра определенно сыграл и этот фактор. Но в «Гороэлектротрансе» заверили: не принципиально. «Необычный облик трамвая по мотивам ретро — только приятный эстетический бонус, — пояснили в ГЭТ. — Обвес новых вагонов будет состоять из комбинированных элементов, изготовленных из композитных материалов. Такие детали прочнее и долговечнее стальных, не подвержены коррозии, дольше сохраняют внешний вид. Таким образом, для смены экстерьера обычного трамвая на стиль ретро не потребуется принципиально иных затрат».
Команда проекта RetroFuture составляла техническое задание так, чтобы в одном трамвае увязать классический облик и инновации с заделом на будущее через 25 – 30 лет. Обещают: Петербург получит подвижной состав, не только актуальный даже через 10 лет, но и обладающий ресурсом для последующей модернизации — вплоть до автопилотирования.
«Это вам не космический корабль…»
С обликом особенных ретрофутуристических трамваев для Петербурга определились быстро: нужно делать реплики либо на «Американку», либо на «Стилягу» — наиболее яркие и любимые ленинградцами модели.
— Мы живем в потрясающем городе, который строили Растрелли, Росси, Тома да Томон, Штакеншнейдер, и нужно сделать так, чтобы трамвай гармонировал с архитектурным ландшафтом Петербурга», — с такими словами директор «Горэлектротранса» Денис Минкин обратился к участникам четвертого кейс-чемпионата «Новые люди — новый транспорт».
Онлайн-защита студенческих проектов кейс-чемпионата прошла под занавес прошлого года. В конкурсе участвовало 11 студенческих работ, представленных кафедрой промышленного дизайна Академии им. Штиглица. За основу ребята взяли вагоны, работавшие в Ленинграде в 1950 – 1960‑х годах. Кто‑то выбрал ЛМ-49, кто‑то ЛМ-33, ЛМ-57, ЛМ-68, ЛВС-66… А дальше — сплошной полет фантазии: в цвете, «маске» кабины, размещении фонарей, форме окон и внутреннем наполнении.
Вот озорной округлый трамвайчик на базе «Стиляги» Тимура Мизитова — солидный цвет морозной вишни, много стекла и алюминия. Кирилл Шаталов рискнул добавить «атмосферы легкого нуара». Иван Галин также предпочел темный металлик в сочетании с геометрической строгостью (элегантно, но опять‑таки мрачновато). Единственная девушка среди участников Мария Левченко «пересказала» похожий на аквариум ЛМ-68 на языке асимметрии. Антон Кулаков заявил свой стиль как «русский авангард с изрядной долей брутализма». Михаил Третьяков постарался сохранить дружелюбный вид ЛМ-49, добавив воздуха и хорошего обзора. Кто‑то предлагает сделать сиденья и поручни сменяемыми — «чтобы интерьер сохранял свежесть, а трамвай каждый год оставался в стриме и в тренде». У кого‑то откидные кресла, а у кого‑то «гибриды» сиденья с поручнем — для «полупосадки» и еще — места для самокатов, велосипедов и багажа.…
Председатель жюри (он же — руководитель компании — заказчика всех будущих трамваев) Денис Минкин устраивает «разбор полетов»:
— Не во всех ваших решениях есть связь с сегодняшним временем. Например, не учтено, что сейчас ковид, и транспорт приходится мыть чаще. Уборщик начинает ваши откидные сиденья по одному открывать, чтобы протереть (внутри — бумажки, жвачка и т. д.), а у него на весь салон пять минут… Или представьте, как в час пик кто‑то проталкивается со своими колесами к месту размещения самокатов. Трамвай не космический корабль, это массовая штука: все должно соответствовать функционалу и здравому смыслу, и стоить он должен как трамвай, а не ракета. У вас вагоны зеленые, серые… А вы не обращали внимания на то, что они в Петербурге красные? Это давно принятое решение. И сиденье должно быть сиденьем — чтобы любой человек, особенно пожилой, мог на нем ехать с комфортом…
Впрочем, несмотря на столь строгую рецензию, завершил сессию Денис Минкин вполне позитивно:
— Я всю пачку проектов сейчас забираю и отдаю в службу подвижного состава «Горэлектротранса» — при заказах новых трамваев будем ваши идеи использовать. А с победителем кейс-чемпионата Михаилом Третьяковым ГЭТ готов заключить контракт на постоянной основе. Приглашаем его на работу в качестве супервайзера. При заказах новых трамваев — и современного дизайна для скоростных маршрутов, и ретрофутуристических для центра — он сможет заниматься сопровождением проектов, взаимодействуя в том числе с конструкторскими бюро реальных компаний, которые нам эти трамваи будут разрабатывать и поставлять.
На работу в ГЭТ также была приглашена Мария Левченко, чей проект стал четвертым.
О том же, какие свежие студенческие идеи будут воплощены в нашу жизнь, узнаем довольно скоро — ведь все ретрофутуристические вагоны должны поступить в Петербург в мае — ноябре 2023 года, а прибытия первых «рогатых» с обычным экстерьером (не для центра) ждем и того раньше.
А 17 февраля ГЭТ объявил еще один открытый электронный аукцион на поставку 81 трамвая: 23 двухсекционных и 58 трехсекционных (из них 38 — двухкабинные). Начальная цена закупки — 11,6 млрд рублей. Современные вагоны начнут прибывать в город уже со второго квартала 2022 года. Всего в 2022 – 2023 гг. Петербург планирует приобрести 169 трамваев на общую сумму 24,15 млрд рублей.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (7118) от 28.02.2022 под заголовком «Цвет трамвая — красный».
Комментарии