Цитадели не сдаются. Три форта в Кронштадте отреставрируют к 2025 году
Судьба кронштадтских фортов, подобных которым во всем мире раз-два и обчелся, незавидна. Как так вышло – уму непостижимо, но они представляют собой ныне печальное зрелище. По крайней мере многие из этих фортификационных сооружений, охранявших Петербург от неприятельского вторжения с моря. Замыслы, которые могли бы спасти их от полного разрушения, едва возникнув, угасали: слишком непосильной, особенно по деньгам, казалась такая задача. Осилить ее было по плечу лишь государству – и такой проект появился. Два года назад, в соответствии с поручением президента РФ о создании в Кронштадте туристско-рекреационного кластера, была создана автономная некоммерческая организация. Что же удалось ей за это время сделать?
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Точки притяжения
Долгое время Кронштадт, где размещалась военно-морская база, оставался закрытым городом. Но когда он утратил свое стратегическое значение как место базирования боевых кораблей, пришлось подумать о том, как ему развиваться дальше.
Впрочем, вектор развития «подсказали» сам дух этого островного поселения и его традиции, связанные с более чем 300-летней историей военного флота России, которые следовало сберечь. Да еще с пользой для дела. Было очевидно, что Кронштадту уготовано стать городом-музеем.
Это и предусматривает проект по созданию на острове Котлин туристско-рекреационного кластера общей площадью 150 га (вместе с акваторией). То есть особой территории с музеями и парками, научно-образовательными заведениями, общественными пространствами и «ожившими» фортами.
Идею одобрили сверху: реставрация фортов «Петр I», «Кроншлот» и «Александр I», ценнейших объектов историко-культурного наследия, нашла отражение в госпрограмме Министерства культуры РФ.
В Смольном замысел, который рождался с учетом приоритетов и планов, касающихся социально-экономического развития Кронштадта, тоже получил добро. К тому же проект оказался созвучен концепции по формированию новых точек притяжения для устремляющихся в Петербург туристов.
Смущало только одно: речь шла о возвращении к жизни лишь трех из 19 морских цитаделей, не сдающихся времени. А ведь в Кронштадте сохранился чуть ли не единственный на свете комплекс таких сложных гидротехнических оборонительных сооружений, которые нужно рассматривать воедино. Как памятник фортификационного искусства мирового значения.
«Начинать надо с самых реальных задач, – поясняла Марика Коротаева, соорганизатор проекта. – Три эти форта хорошо видны с территории Кронштадта, и к ним легко добраться. Хотя пребывают они в разном состоянии: в некоторых просто опасно находиться. Чтобы серьезно заниматься развитием этих объектов и приводить их в порядок, к ним как минимум нужно подвести инженерные коммуникации. Реставрировать все кронштадтские форты единовременно – задача непосильная в рамках одного, пусть даже очень масштабного, проекта. Финансовая и организационная нагрузка будет слишком велика».
Наследие царя-плотника
Вот почему его инициаторы решили сосредоточить усилия пока на трех морских крепостях (к слову, не следует путать «Остров фортов» с проектом по созданию в Кронштадте военно-исторического парка «Патриот»: это разные, хоть и перекликающиеся в чем-то проекты). Что же там появится?
Форт «Петр I» («Цитадель»), построенный в 1721 – 1724 гг. по чертежам самого царя-плотника и гидротехника Эдварда Лейна для защиты Купеческой гавани, должен приютить музейную экспозицию, посвященную минно-взрывному делу.
В форту «Александр I» («Чумной»), появившемся столетием позже, в 1836 – 1845 гг., по проекту инженера Мориса Дестрема, будут размещены другие музейные экспонаты. Они расскажут о лаборатории, которая там находилась. Кроме того, форт приспособят под гостиницу.
Самая же старая из крепостей, «Кроншлот» (1703 – 1704 гг.), которую тоже начертали Петр Великий и Эдвард Лейн, обретет общественные пространства, музейный комплекс, где будет воссоздана история этого сооружения, и площадку для проведения разных мероприятий.
Форты преобразятся (помимо причальной стенки в Каботажной гавани) к 2025 году, когда намечено ввести в строй всю инфраструктуру кластера. Ну и, разумеется, после их реставрации владельцем этих объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, останется государство.
Сдвинуть такую громаду дел планируется на принципах государственно-частного партнерства. Это крупный историко-культурный проект, основанный на привлечении частных инвестиций (70% от всей суммы) и пожертвований меценатов. Государственные вложения – остальные 30% – будут направлены на реставрацию фортов и создание транспортной инфраструктуры.
Этот проект, считают они, отчасти можно сравнить с планом комплексного развития территории Сочи перед зимней Олимпиадой 2014 года. Хотя военно-морская составляющая кронштадтского кластера, для которого форты станут связующим звеном, делает его совершенно особым. Никто в России ничего подобного не осуществлял.
А вот зарубежные умельцы «осовременивать» древние фортификации, приспосабливая их под культурно-рекреационные нужды, научились. Вспомнить хотя бы форты Пальмерстона (Великобритания), оборонительную крепость Пампус (Нидерланды), защищавшую Амстердам с моря, и французский форт Байяр. Все они после реконструкции тоже открыли свои двери для посетителей, обзаведясь гостиницами, музеями и т. д.
Канатка и яхтинг
Зарубежный опыт, словом, тут пригодился. Мало того, историки, эксперты из числа военных моряков, представители Российского военно-исторического общества, участвующие в этом проекте, перелопатили горы архивных томов, чтобы получить больше сведений о фортах у острова Котлин. Причем оказалось, что археологические исследования в данном районе, на суше и в акватории, никто прежде не проводил.
Это взял на себя петербургский Институт истории материальной культуры РАН. Его сотрудники обследовали реставрационные шурфы на возрождаемых фортах. Они изучили метр за метром фрагменты крепостей, скрытые под водой, и акваторию Каботажной гавани, к которой «тяготеют» три восстанавливаемых форта.
Аквалангисты исследовали также ее прибрежную зону, где должны появиться специально оборудованная гавань для стоянки парусников (яхтенная марина) и эллинги. Работы эти велись с учетом предполагаемого строительства канатной дороги, которая может связать форт «Александр I» с островом Котлин: есть и такая задумка, технически осуществимая.
Осмотр показал, что ценных остатков затонувших судов или подводных сооружений, имеющих историко-культурное значение, под водой не оказалось.
А чтобы текущие и предстоящие работы, которые идут под надзором КГИОП, не нанесли вред культурному слою фортов, по каждому из них был подготовлен свод предложений: что нужно сделать, дабы сохранить или воссоздать первоначальный облик этих исторических зданий.
В то же время, оценив, по поручению Минкультуры РФ, состояние фортов и береговой линии, сотрудники Центральных научно-реставрационных проектных мастерских подтвердили: затягивать с их возрождением ввиду ветхого состояния не следует.
Прежде всего помощи ждет «Александр I», где противоаварийные мероприятия, предшествующие реконструкции, подходят к концу, – они велись с осени 2020 года. Тогда же, прошлой осенью, концепция «Острова фортов» была представлена на Совете по сохранению культурного наследия, действующем при Смольном, получив поддержку чиновников и экспертов.
Проектная документация по фортам проходит теперь госэкспертизу, а научные изыскания завершены. И во второй половине этого года планируется начать реставрацию, которая продлится, согласно «дорожной карте», до 2024 года. После чего придет пора взяться за развитие туристического потенциала фортов...
Урбанистика будущего
Между тем летом 2020-го в Кронштадте была открыта первая очередь музейно-исторического парка «Остров фортов» с Аллеей героев российского флота и Маяком памяти 200 моряков, совершивших подвиги на протяжении последних трех столетий (наша газета об этом рассказывала). А к предстоящему Дню ВМФ, то есть к 25 июля 2021 г., гостей примет вторая очередь парка.
Всероссийский учебно-спортивный палаточный комплекс «Лагерь настоящих героев», рассчитанный на четыре смены и одновременный отдых 160 детей, кстати, тоже появился там прошлым летом. Нынче 2 июня он примет первую смену.
Работы, имеющие отношение к парку и лагерю, велись с учетом динамики пандемии и поэтапного открытия городских общественных пространств. Ограничения, изменившие географию туристических и экскурсионных поездок россиян, предопределили высокий спрос на посещение парка и в целом Кронштадта, подчеркивают специалисты...
Не так давно «кластерный» проект был представлен на конференции по урбанистике «Петербург будущего», где о нем поведала Ксения Шойгу, руководитель проектного офиса по созданию кластера.
«Остров фортов», – сказала она, – поможет устранить типичные «боли» исторических территорий: недостаток современной инфраструктуры, социальной и туристической, отсутствие условий для развития бизнеса и занятости населения, отставание качества городской среды от растущих требований».
Что объяснимо, ведь это не обычный девелоперский проект, направленный на получение прибыли, а попытка сохранить наше наследие. Да еще создать там точки роста, которые могут стать катализатором развития всего Кронштадта.
Тем временем работы идут своим чередом. Готовятся проекты Музея военно-морской славы (одним из его экспонатов станет первая советская атомная подлодка К-3 «Ленинский комсомол») и конгрессно-выставочного центра, необходимого для проведения морских салонов.
На территории, прилегающей к возрождаемым фортам, появится не только яхтенная марина: там намечается построить два жилых квартала с детсадами и лицей на 550 мест, многофункциональный спорткомплекс и два отеля. Словом, перспективы заманчивые. Ну а что из этого получится – покажет время.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 74 (6912) от 27.04.2021 под заголовком «Цитадели не сдаются».
Комментарии