«Цесаревичу» добавили огонька

Станция метро «Елизаровская», проходившая капитальный ремонт, только с открытием обрела окончательный облик. Для пассажиров зажглась подсветка ее нового панно, запечатлевшего заводы Невской заставы - отчего-то на фоне военного корабля французской постройки.

«Цесаревичу» добавили огонька | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Станция открылась 29 декабря без церемоний: никаких перерезаний ленточек, просто поезда стали вновь делать здесь остановку. Под землей только повесили плакат с поздравлением: «С открытием станции!». Как будто речь и правда идет не о ремонте, а о появлении нового вокзала подземки. А ведь ни одной новой станции метро в 2016 году в Петербурге не открыли.

Но для жителей Невского района возвращение «Елизаровской» в строй действительно стало праздником. Им больше не нужно добираться до соседних станций на временных автобусах, работа которых порой оставляла желать лучшего. В преддверии Нового года прежняя схема движения транспорта была восстановлена.

В наклонном ходе необычно просторно: ведь в нем не успели сразу установить назойливую рекламу. Непривычно светят энергосберегающие лампы под сводами, пришедшие на смену торшерам. Оглядываясь по сторонам, невольно отмечаешь, что зонты и листы балюстрады могли бы быть смонтированы аккуратнее.

Открытый после ремонта вестибюль благодаря заложенному окну кажется немного теснее, чем он был. Это отчасти компенсируется обновленной отделкой, благодаря которой вестибюль стал более светлым и чистым.

На том месте, где было окно, проектировщики «Ленметрогипротранса» предусмотрели декоративное панно из флорентийской мозаики и смальты. После его презентации высказывались опасения, что мозаика будет сливаться со стеной, окажется чересчур условной и мрачной.

Эти опасения не оправдались. После ввода станции в эксплуатацию выяснилось, что мозаика снабжена подсветкой. С ней панно смотрится намного рельефнее, убедительнее, и даже потолок над ней выглядит выше, чем раньше.

Мозаику заказали Егору Быстрову. Прежде этот мастер работал в основном в паре со своим отцом народным художником России Александром Быстровым. Вместе они сделали панно на станциях метро «Адмиралтейская», «Волковская» и «Звенигородская» (все - на Фрунзенско-Приморской, или фиолетовой, линии). Но, как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Александр Быстров, новая мозаика на «Елизаровской» - самостоятельная работа его сына.

Следуя рекомендациям Градостроительного совета, Егор Быстров создал заводскую панораму (на снимке). У изображенных цехов угадываются реальные прототипы с проспекта Обуховской Обороны. Дома с односкатными крышами, что по левую руку, явно рисовались с построек мануфактуры братьев Максвелл (фабрики «Рабочий»). Длинный корпус по центру, увенчанный кирпичной трубой, напоминает литейный цех бывшего Александровского (ныне Пролетарского) завода. Постройки Невского и того же Александровского заводов (например, водонапорная башня) проглядывают в правой части панно.

На дальнем плане изображен броненосец «Цесаревич», говорят собеседники в метрополитене и «Ленметрогипротрансе». Мы уже отмечали, что выбор именно этого корабля выглядит несколько странным. На Невском заводе близ «Елизаровской» строились многие пароходы, участвовавшие в Русско-японской войне. Взять хотя бы известный миноносец «Стерегущий», памятник морякам которого установлен в Александровском парке. Или крейсеры «Изумруд» и «Жемчуг».

Что же до «Цесаревича», он был построен во Франции, а часть его оборудования заказали в Англии. Только при большом желании можно проследить его связь с Невской заставой: например, пушки для корабля были изготовлены на Обуховском заводе.

Егор Быстров сказал «Санкт-Петербургским ведомостям», что не дает комментариев по поводу своих панно. В известном краеведческом музее «Невская застава» нам сообщили, что к ним автор мозаики за помощью не обращался.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (5865) от 11.01.2017.


Комментарии