1902. Царь под крышей

В 1902 году, в преддверии 200-летнего юбилея Петербурга, столичные власти задумали создать «народный школьный дом», который должен был стать своего рода памятником венценосному основателю города.

1902. Царь под крышей | Нахимовцы могли бы и сейчас учиться в этом «замке». Иллюстрация. Ежегодник Общества архитекторов-художников, 1907 г. Вып. 2

Нахимовцы могли бы и сейчас учиться в этом «замке». Иллюстрация. Ежегодник Общества архитекторов-художников, 1907 г. Вып. 2

Место для будущей постройки было выбрано знаковое - вблизи Домика Петра I («Первоначального дворца»). В ходе юбилейных торжеств в мае 1903 года состоялась церемония освящения места для постройки Городского училищного дома имени Петра Великого. Затем предстояло разработать проект.

Поскольку здание училищного дома было общегородским объектом, можно было бы и сэкономить: составить проект силами городских техников, получавших зарплату из петербургского бюджета. Однако такая расчетливость никак не соответствовала мемориальному характеру постройки. Был необходим конкурс, на котором компетентное жюри выберет для осуществления проект, лучший не только в техническом, но и в художественном отношении.

Как отмечал в 1904 году журнал «Зодчий», городское управление «не имеет права своей властью санкционировать художественные достоинства произведений, которые будут влиять на общий вид города», не должно отнимать у архитектурного профессионального сообщества «естественное право предложить свои силы на служение обществу».

В итоге выбрали компромиссное решение. Весной 1905 года конкурс был проведен, но ограниченный, закрытый: к участию в этом состязании пригласили всего трех архитекторов: А. И. Дмитриева, А. Л. Лишневского и Н. А. Виташевского. Выбор объяснялся тем, что эти зодчие имели опыт проектирования учебных зданий.

По итогам конкурса первую премию завоевал Александр Иванович Дмитриев, главная находка которого заключалась в том, что он разработал экстерьер в «стиле эпохи Петра I», подчеркнув мемориальный характер здания. Позже зодчий рассказал, как у него родился образ здания. Дмитриев, по его словам, «внимательно изучил дожившие до нас памятники петровской архитектуры» и спроектировал постройку, которая должна была «перекликаться с архитектурой петровского времени». Сейчас это здание известно как Нахимовское училище (Петроградская наб., 2).

Интересен неосуществленный проект Александра Львовича Лишневского, получивший вторую премию. Этот зодчий в 1895 - 1901 годах работал на Украине городским архитектором Елисаветграда (до недавнего времени Кировоград, ныне - Кропивницкий) и строил там, в частности, учебные здания, поэтому предложенная им планировка петербургского училищного дома была удачна. Фасадную же композицию Лишневский выполнил, по словам историка архитектуры Б. М. Кирикова, в «духе неоромантического направления модерна со стилизацией мотивов готики и северного ренессанса».

Этот выбор не был случайным: зодчий в ту пору был увлечен Средневековьем (это заметно в самой его знаменитой постройке Дома городских учреждений, Садовая ул., 55 - 57). Для Городского училищного дома вызывающий «демонический» декор, очевидно, был неуместен, однако Лишневский и здесь сполна применил средневековые образы, но в другой интерпретации. Угловая часть училищного здания акцентирована граненой часовой башенкой, стенки которой расшиты имитацией фахверка - традиционной каркасной конструкции, известной с давних времен. Башенка увенчана высоким фигурным покрытием с флюгером. В период барокко подобные увенчания вырастали над средневековыми постройками - взять, к примеру, Таллин, где покрытия такой формы встречаются нередко.

Пожалуй, самая примечательная «готическая» деталь проекта Лишневского - статуя Петра I, расположенная в щипце (верхняя часть здания под скатами крыши) училищного дома. Условиями конкурса предписывалось разместить на фасаде скульптурное изображение основателя города - «бюст или полную фигуру». Дмитриев, как все могут видеть, остановился на бюсте.

Лишневский решил изобразить царя в полный рост. «Его» Петр I на чертежах гордо взирает на город из-под средневековой сени - навеса, шатра, в который на готических соборах помещали статуи королей и святых. Над сенью расправляет могучие крылья орел. Может, это образ того орла, который, по легенде, парил в небе при закладке Санкт-Петербурга 16 мая 1703 года, а потом сел на первые деревянные ворота, ведущие в крепость? 

Материал был опубликован в газете под № 096 (6205) от 31.05.2018 под заголовком «Царь под крышей».

#история #строительство #Петр I #День города

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (6205) от 31.05.2018.


Комментарии