Тряхнули стариной. В Петербурге прошел парад ретротехники

Говорят, в карете прошлого далеко не уедешь, а вот некоторым это неплохо удается. Старые машины, возвращенные к жизни стараниями умельцев, совершив на днях многокилометровый пробег по центральным улицам Северной столицы, подтвердили, что такое возможно. В VI параде ретротранспорта участвовали нынче около 260 образцов техники из частных коллекций и музеев транспортных компаний Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода и других городов России. Так ярко, громко и зрелищно была завершена программа II международного транспортного фестиваля SpbTransportFest, проходившего в Петербурге, и одновременно открыта программа празднования грядущего Дня города.

Тряхнули стариной. В Петербурге прошел парад ретротехники | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ровно в полдень на Морской набережной и площади Беллинсгаузена на разные голоса загудели-затарахтели моторы исторических легковушек, мотоциклов, грузовиков, троллейбусов и автобусов. Все эти раритеты (некоторые – ровесники первых пятилеток) оказались в хорошей форме. Тряхнув стариной, ретротехника двинулась своим ходом через Васильевский остров по направлению к Невскому, а потом и Суворовскому проспектам и, заложив круг возле Смольного, снова вернулась на главную магистраль Петербурга. После чего ожившая история советского (и не только) автопрома традиционно разместилась на Инженерной улице, где прибывших уже ожидали трамваи из нашего давнего прошлого. Трамвайные колонны возглавили вагоны серии МС (Моторный Стальной) 1927 – 1933 годов выпуска.

Довоенные автобусы, воспетый Окуджавой синий троллейбус, раритетные кабриолеты, настоящий лондонский кэб, американский Ford Mustang и ГАЗ-21 – предмет интереса Юрия Деточкина...

Вот ленинградский троллейбус ЯТБ-1, работавший в блокаду и трудные послевоенные годы – вплоть до 1953-го. Считалось, что к концу века представителей этого поколения «рогатых» не сохранилось, но его неожиданно нашли в 1996 году на дачном участке под Зеленогорском. Известный петербургский реставратор ретротехники Алексей Гонтарев восстанавливал ЯТБ-1 в течение пяти лет... Еще один «блокадник» на нынешнем параде впервые – это санитарный автомобиль 1940 года.

МАЗ-5335, выпускавшийся с конца 60-х годов прошлого века, – «прорывная» для своего времени машина с мощным двигателем ЯМЗ-236. До 1990 года грузовик принадлежал воинской части в Ленинградской области, но в последнее время больше стоял в консервации. Выкупивший его новый владелец перекрасил машину из цвета хаки в синий. Говорят, она даже снималась в кино...

А вот другой МАЗ – 677М, прозванный «Луноходом», – самый массовый советский автобус. За 35 лет (вплоть до 2000 года) таких было выпущено почти 200 тысяч экземпляров. Просторный салон, широкие дверные проемы, большое остекление. До 2006 года этот экспонат исправно трудился на городских маршрутах в Колпине, а потом пополнил коллекцию ретромашин «Пассажиравтотранса».

Ретро3_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Первым в троллейбусной колонне, как и полагается самому старшему, проехал ЯТБ-1 с деревянным кузовом – ровесник петербургского троллейбусного движения, которому в этом году исполняется 85 лет. Вместе с ним на выставку прибыли машины помоложе, но неизменно вызывающие ностальгию у старшего поколения горожан – ЗиУ-5 1967 года рождения и ЗиУ-9 1980-го. ЗиУ-5 в Ленинграде трудился до 1987 года, возил пассажиров по маршруту № 15 от Смольного до Сызранской улицы. Таких вместительных, но высокопольных сейчас уже не делают. Элементы дизайна для его собрата помельче – МТБ-82Д – были заимствованы у американских автобусов «Дженерал Моторс». И правда, вид у него несколько заграничный. В Ленинграде троллейбус ходил до 1967 года. Предыдущее место «работы» этого старичка – поселок Сосново Приозерского района Ленобласти, где он использовался в качестве хранилища рыболовного инвентаря. После восстановления его, помолодевшего и похорошевшего, забрали в музей ГЭТ.

Отдельная колонна на ретропараде нынче была посвящена 95-летию регулярного автобусного движения в Ленинграде. В ней были и легендарные ГАЗ-03-30, и ЗИС-8 тридцатых годов прошлого века, и разнообразные «Икарусы» (в том числе впервые отреставрированный «Пассажиравтотрансом» старейший в России Ikarus 200-й серии), а также автобус представительского класса ЗИЛ-118 «Юность», получивший в 1967 году дюжину наград на выставке в Ницце. Его называют украшением коллекции музея ЗИЛа в московских Сокольниках. А сегодня раритет приехал в Северную столицу покрасоваться на петербургском параде... 

#автомобили #выставка #техника

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (6930) от 25.05.2021 под заголовком «Тряхнули стариной».


Комментарии