Трудная дорога к храму

В Доме архитектора открылась выставка «Современное церковное зодчество. 2011 – 2016», которая организована недавно созданной комиссией по церковной архитектуре Союза архитекторов Петербурга.

Трудная дорога к храму | Репродукция автора

Репродукция автора

Если быть совсем точным, то это вторая подобная выставка. Первая состоялась пять лет назад и охватывала проекты и постройки 1988 – 2010 годов. Что изменилось за последние годы? Отвечая на этот вопрос на вернисаже, отец Александр (Федоров) говорил о том, что в обществе пришло понимание необходимости сочетать традиции и современность, канон и образность.

На выставке представлены проекты 40 авторов, как опытных профессионалов, так и студентов СПбГАСУ и Академии художеств. Это проекты для Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей, Армении, а также типовые храмы.

Во многих эскизах легко угадываются прототипы – средневековые новгородские памятники, классицизм, эклектика, храмы начала ХХ века – модерн и неоклассика.

Среди всего показанного на выставке выделим проект храма на 900 молящихся, созданный творческим коллективом во главе со Святославом Гайковичем. Архитектор рассказал нашей газете, что главная идея – создать храм как дом молитвы: как можно меньше украшательств, как можно больше естественного света. Крыша – это кров, стены – хранительницы тепла, окна – источники света. Окна устроены в крыше и в барабане главного купола, а в стенах сделаны с таким расчетом, чтобы давать свет, но не отвлекать «видом». Пятиглавие завершается строгими «шлемами», а не популярными сейчас «луковицами». Внутреннее пространство храма представляет собой куб с гранью длиной 20 метров. Оно, с одной стороны, сомасштабно человеку, с другой – позволяет ему устремить свои мысли к небу. Авторы проекта убеждены, что не должно быть росписей на колоннах и дугах, несущих тяжесть здания. Фрески уместны только на плоских стенах.

На вопрос нашей газеты, есть ли среди выставленных проектов настоящие, большие удачи, гармонично соединившие новое и традицию, историк церковной архитектуры Алексей Белоножкин ответил отрицательно. По его мнению, чтобы создать такой проект, требуется приход новых поколений в архитектуру. Возможно, эту задачу смогут решить нынешние молодые зодчие, не имеющие советского прошлого, когда наберут жизненного и профессионального опыта.

Разговор будет продолжен 23 – 24 мая на конференции «Современная церковная архитектура: тенденции, проблемы, возможности», в которой примут участие зодчие, искусствоведы, историки современной архитектуры.

Кроме темы «Традиция и новаторство» они обсудят градостроительную роль храмов в «спальной» застройке, проблемы реставрации церквей и воссоздания утраченных храмов.

Выставка будет работать по 31 мая нынешнего года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 088 (5705) от 20.05.2016.


Комментарии