Тридцать гениев вернутся. В Петербурге отреставрируют Московские Триумфальные ворота
В строительные леса оденутся в феврале Московские Триумфальные ворота. Начинается комплексная реставрация этого памятника монументального искусства, самого большого в мире подобного сооружения из чугуна весом тысячу тонн. Работы общей стоимостью около 332 млн рублей проведут на средства из городского бюджета, завершить их планируется к концу 2024 года.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Предыдущая реставрация Московских ворот у многих горожан на памяти. Она проводилась в самом начале нулевых к 300‑летию Петербурга. Тогда после предварительного обследования по заказу Музея городской скульптуры была заменена кровля, отреставрирован весь медный декор с удалением чужеродных вставок из стали, а также чугунные детали. Кроме того, Московские ворота были заново окрашены, а по согласованию с МИД РФ была воссоздана первоначальная посвятительная надпись, сбитая в 1919 году. С южной стороны на русском языке — «Победоносным российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830 и 1831 годах». С северной стороны — тот же текст на латыни.
В 2018 году, когда отмечались 180‑летие со дня открытия Московских Триумфальных ворот и 100‑летие Московского района, нашим коллегам с фото- и видеотехникой позволили по узкой винтовой лестнице, расположенной в одной из колонн, подняться внутрь антаблемента (перекрытия над колоннами) ворот и через незаметную с земли дверь выйти на крышу, чтобы увидеть вблизи огромные, в два человеческих роста, декоративные украшения — «военную арматуру» (композицию из «античных» доспехов). Фотокорреспонденты сделали уникальные панорамные снимки Московского проспекта и по праву гордятся ими до сих пор.
Но специалистам было не до поэзии. Они провели тогда первый осмотр ворот, и стало ясно: интенсивное движение транспорта и агрессивное воздействие окружающей среды привели к необходимости реставрировать кровлю, декоративные элементы, крепления скульптур. Особого внимания требуют стыки чугунных колец, из которых собраны колонны ворот. Специалисты говорят, что в условиях Петербурга двадцать лет от одной капитальной реставрации до другой — срок нормальный, так что предстоящую реставрацию можно считать плановой. Да и реставрационные технологии не стоят на месте. Например, сейчас созданы новые материалы и технологии, позволяющие предотвратить образование гальванической пары «медь-железо» и избежать коррозии металла. После установки строительных лесов эксперты поднимутся на них, чтобы вблизи тщательно оценить состояние ворот.
Об истории памятника напомнила Надежда Ефремова, старший научный сотрудник Музея городской скульптуры. Московские Триумфальные ворота — памятник победоносным российским войскам — были заложены в 1834 году по повелению Николая I у новой Московской заставы, на месте исторического въезда в Петербург со стороны Москвы. Проект разработал архитектор Василий Стасов, известный мастер русского ампира. Ворота в виде двенадцатиколонного дорического портика имеют высоту почти 24 метра. Расстояние между двумя центральными парами колонн позволяло разъезжаться в воротах двум каретам (впоследствии — двум трамваям). Для отливки блоков на Александровском чугунолитейном заводе и сборки ворот были использованы самые передовые русские технологии того времени. Аллегорические фигуры гениев с гербами российских губерний в руках были выполнены скульптором Борисом Орловским, профессором Императорской академии художеств. Выбор губерний определялся их участием в боевых действиях — рекрутами, поставками продовольствия, фуража и т. д. Московские ворота были открыты 16 октября 1838 года.
Фото Дмитрия Соколова
Ровно через 90 лет они попали в ленинский план монументальной пропаганды. Бюсты революционеров на них устанавливать не стали, более того, Московские ворота были объявлены памятником архитектуры. По некоторым источникам, на место посвятительной надписи водрузили транспарант «Да здравствует братство народов!», но просуществовал он недолго. В 1920 – 1930‑е годы, судя по сохранившимся в КГИОП документам и фотографиям, Московские ворота реставрировали несколько раз, а в 1936 году даже статус памятника не спас их от полной разборки. Городские власти приняли решение о расширении проспекта, который тогда назывался Международным. Стоявшие с запада и востока от ворот два здания кордегардий были снесены, украшавшие ворота решетки, скамьи и фонари утилизированы.
Ведущие ленинградские архитекторы Александр Никольский и Евгений Катонин обратились к Андрею Жданову, лидеру ленинградских коммунистов, с просьбой аккуратно разобрать ворота и установить их в более удобном месте. Предлагалась, в частности, территория нынешнего Московского парка Победы, где уже тогда планировался парк культуры и отдыха. Тут и выручила сборная конструкция: ворота аккуратно (об этом свидетельствуют сохранившиеся архивные фотографии) разобрали и складировали в разных местах. Чугунные кольца — на Новодевичьем и Волковском кладбищах, декоративные элементы — в нескольких городских музеях.
Начавшаяся Великая Отечественная война перечеркнула планы создания ЦПКиО и восстановления ворот. Часть чугунных колец были использованы для сооружения противотанковых укреплений. В самом начале 1950‑х годов к идее восстановления Московских ворот вернулись. Международный проспект стал называться проспектом Сталина, для него требовалось мощное имперское украшение. Но работы под руководством архитектора Евгении Петровой начались только в 1958 году и были завершены в 1961‑м. Сохранилось 65 чугунных колец колоннады из 108 и 13 фигур гениев из 30. Утраты были воссозданы в литейных мастерских Кировского завода. Трамвай стал обходить памятник архитектуры по кольцу.
Для нынешней реставрации проектная документация была разработана в 2019 году по заказу Дирекции заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры, подведомственной КГИОП. Проектом предусмотрены демонтаж 30 скульптур гениев, букв, надписей и некоторых других элементов для реставрации в условиях мастерских. Предстоит расчистка поверхности чугуна от загрязнений, от старых красочных слоев и следов коррозии, а также реставрация и ремонт стальных и чугунных элементов памятника по месту, ремонт конструкции кровли. По завершении работ планируется восстановление благоустройства, в том числе в части замены конструкции набивного покрытия с организацией поверхностного водоотвода от стилобата. Специалисты надеются, что наконец удастся убрать с колонн крепеж электрических сетей — сейчас как раз идут переговоры с их владельцами.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (7348) от 02.02.2023 под заголовком «Тридцать гениев вернутся».
Комментарии