Тревога по инструкции. Как в метро Петербурга проверяют бесхозные вещи
В петербургском метро тревоги стало меньше. Еще совсем недавно редкий день обходился без того, чтобы пассажиры подземки не слышали сообщения о том, что та или иная станция закрывается на вход и выход из-за обнаружения бесхозного предмета. Кроме неудобств для тысяч людей такие объявления в целом нагнетали атмосферу напряженности в городе. Теперь тревожные сообщения звучат редко.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Вот уже больше месяца пассажиры метро не слышат объявлений о закрытии станций из-за «бесхозного предмета». Последний раз такое произошло 9 июля: в течение получаса недоступной была станция «Лиговский проспект». Неужели в Петербурге открыли неведомый миру эликсир от забывчивости?
Нет, медицинской сенсации не произошло, забытых сумок меньше не стало. Как выяснилось, дело в инструкциях. Раньше тревогу в метро объявляли по разработанным на предприятии правилам: при обнаружении бесхозного предмета вызывали транспортную полицию, а часто и взрывников из Росгвардии, на это время станцию закрывали. Теперь иначе.
- В ГУП «Петербургский метрополитен» переработали действующие инструкции. Мы договорились с транспортной полицией, что наши специалисты сами будут проводить первичный осмотр забытых вещей, а вызывать взрывников станут лишь в случаях, когда предмет вызывает подозрение. Связано это с тем, что станции метрополитена теперь оснащены видеокамерами и интеллектуальными системами наблюдения, и в ситуационном центре предприятия во многих случаях могут определить, как забытые вещи оказались на платформе или в вагоне поезда. Кроме того, сотрудники службы транспортной безопасности предприятия постоянно повышают свою квалификацию, все они проходят обучение и аттестацию в лицензированных организациях, в том числе и по действиям при обнаружении бесхозного предмета, - рассказала нашей газете руководитель пресс-службы метрополитена Юлия Шавель.
Новым инструкциям можно порадоваться, удивительно только, что на их разработку потребовались даже не месяцы, а годы. «Санкт-Петербургские ведомости» еще два года назад посвятили серию материалов проблеме закрытия станций метрополитена из-за забытых вещей. Пассажиры оказывались по нескольку раз в день в транспортной ловушке, когда им приходилось искать обходные пути, чтобы как-то объехать закрытые вестибюли. К примеру, 28 декабря 2017 года тревожные сообщения в метро звучали ежечасно: в течение одного дня 14 станций метро закрывались на то или иное время, с раннего утра и до одиннадцати часов вечера. А за весь 2017 год вестибюли закрывали более 400 раз, в полную силу станции не работали в совокупности почти 300 часов. Иной раз на обследование бесхозного предмета уходило более трех часов.
Тогда же мы задавались вопросом, почему в других мегаполисах страны ничего подобного не происходит.
Наша газета изучала и технические возможности обезопасить подозрительный предмет. В Петербурге, например, производятся локализаторы предполагаемого взрывного устройства, так называемые фонтаны. Есть и другие технические устройства. Однако, чтобы их доставить к месту применения, требуется время. И перед использованием вагон или вестибюль станции от пассажиров все равно освобождаются. Есть сложности и с эвакуацией локализатора вместе с подозрительным предметом из вагонов или вестибюлей подземки. Вызвать к месту забытых вещей взрывников из Росгвардии тоже не так просто. Расстояния в городе не маленькие плюс пробки, поэтому-то некоторые станции и оставались закрытыми 2 - 3 часа, пока там не поработают росгвардейцы.
Теперь, если в вагоне оставлена сумка с буханкой хлеба или яблоками, вызывать взрывников необходимости нет. По новым инструкциям Петербургского метрополитена, в подобных случаях служба транспортной безопасности метрополитена самостоятельно принимает решение о том, что не несет опасности. Транспортную полицию и взрывников теперь будут вызывать, если, к примеру, металлоискатель укажет на наличие металла в сумке. Или в других подозрительных случаях.
Тем более что обеспечение безопасности в петербургском метрополитене за последние два года, как заявляют на предприятии, значительно повысилось. Сразу по нескольким позициям. Во-первых, служба контроля предприятия теперь реконструирована в службу транспортной безопасности, в которой работают только лицензированные специалисты. Во-вторых, рамки включены на всех станциях метро, хотя еще два года назад, до 3 апреля 2017-го, когда произошел теракт, этого не было. В-третьих, многократно увеличилось число видеокамер в вестибюлях и наклонных ходах станций.
Однако любая техническая оснащенность при потере бдительности или просто невнимательности сотрудников сама по себе не сработает.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (6504) от 16.08.2019 под заголовком «Тревога по инструкции».
Комментарии