Треугольник силы: ученики, родители, педагоги

Последнее время в обществе все чаще говорят о государственно-общественном управлении. Что же это такое, и зачем это нужно? Простыми словами, это совместное управление чем-либо (чаще всего – образовательной или социальной сферой) представителями государства и обычными гражданами.

Треугольник силы: ученики, родители, педагоги | ФОТО предоставлено школой № 574

ФОТО предоставлено школой № 574

Представьте себе школу, в которой создан Управляющий совет, куда входят представители государства (директор, представитель учредителя, учителя), представители общественности (родители учеников, сами ученики старше 14 лет), возможно, выпускники или уважаемые люди из местного сообщества. Лучше или хуже управление? Есть ли эффект от работы Управляющего совета?

Об этом мы расспросили председателя Управляющего совета ГБОУ школы № 574 Невского района Санкт-Петербурга Марию Дмитриевну Кукушкину, маму ученицы шестого класса. Именно эта школа стала в 2025 году победителем регионального конкурса «Лучшие практики государственно-общественного управления образовательными организациями Санкт-Петербурга, находящимися в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга» и будет представлять наш город на всероссийском конкурсе «Лучший управляющий совет образовательной организации».

 - Наш Управляющий совет чрезвычайно полезен школе. Во-первых, мы вместе решаем ряд важных вопросов: на что потратить бюджетные средства, какой школьной форме отдать предпочтение, как организовать питание, нужны ли дополнительные кружки и какие? У нас есть разные проекты, в реализации которых учитывается мнение всех заинтересованных сторон. Радует, что наши школьники весьма активны в инициировании и реализации проектов. Да и родители с удовольствием поддерживают проекты, в том числе через добровольные пожертвования.

Во-вторых, «с земли» виднее: родители и ученики чаще видят реальные проблемы и потребности школы, их мнение помогает принимать более взвешенные и практичные решения. Кроме того, все обсуждения и решения становятся публичными, что повышает доверие к школе и государству в целом.

Ну и важный момент то, что люди на практике учатся лично участвовать в управлении, нести ответственность за общее дело, а не просто критиковать. Повышается гражданская ответственность. Когда люди чувствуют, что их мнение учитывают и они могут влиять на процессы, снижается уровень социального напряжения.

Один из значимых для нас проектов называется «Здоровье. Питание. Вместе», и направлен он на улучшение качества питания в школьной столовой. Именно этот проект мы представляли на региональный конкурс. В проект включены вопросы создания открытой и доступной среды, вовлечение родителей и учеников в работу, построение коммуникации и оценка эффективности работы столовой, поддержка инициатив и подготовка общественных контролеров. Следует отметить, что проект весьма эффективен: существенно вырос процент удовлетворенности питанием.

Управляющий совет серьезно занимается вопросами профориентации, сохранения исторической памяти, укреплением семейных ценностей. Помогает школе финансово, поддерживает направления развития. У нас масса планов! А главное – мы стали единой дружной семьей, поэтому нам легко и радостно работать вместе. И поэтому эффективность управления школой растет!

Мы благодарны Марии Дмитриевне за подробный и честный рассказ. И теперь уверены, что Управляющие советы в школах – это инструмент, который делает управление более демократичным, эффективным и человечным. Желаем ГБОУ школе № 574 победы на всероссийском этапе!


#школа 574 #государственно-общественное управление #Мария Кукушкина

Комментарии