Трассы и террасы
Смольный, похоже, не намерен отказываться от строительства магистралей, начерченных на бумажных планах по территории памятников истории и культуры. Большинство таких дорог останутся в генеральном плане, и к пробивке их рано или поздно вернутся. Чтобы не нарушать закон об охране памятников, в правительстве уже начали согласовывать такие стройки через процедуру историко-культурной экспертизы.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как мы рассказывали, более дюжины планируемых к строительству магистралей (в их числе и Восточный скоростной радиус) в Генеральном плане Петербурга проходят по территориям памятников истории и культуры. Федеральный закон об объектах культурного наследия запрещает капитальное строительство на таких территориях. Между тем, по Градостроительному кодексу, дороги являются как раз объектами капитального строительства. Таким образом, проводить их трассы через памятники нельзя.
Вызывающие наибольшую озабоченность случаи обсуждались недавно на комиссии по внесению изменений в генплан Смольного. Напомним: срок действия нынешнего генерального плана продлевается до 2021 года. Стало очевидно, что многие из планируемых к постройке дорог не удастся проложить даже к 2021-му. Почему-то все время так выходит, что Генплан выполняется в основном в части строительства жилья, а не улично-дорожной сети... Сейчас документ актуализируется.
Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» руководитель центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов, комиссией решено было убрать большинство проблемных магистралей из приложения к генеральному плану, в котором перечислены планируемые к возведению объекты капитального строительства. Это означает, что их не будут строить до 2021 года (нет денег). Но в другом приложении к генплану, где перечислены функциональные зоны, под спорные дороги оставлены коридоры, обозначенные зоной улично-дорожной сети. То есть к их строительству намерены обратиться когда-нибудь в будущем, как только появится такая возможность.
Город, например, категорически не желает отказываться от строительства магистрали № 7. Этот дублер проспекта Энгельса собираются проложить от Арсенального моста через Удельный парк (который охраняется как региональный памятник истории и культуры). Правда, по-видимому, работы откладываются на совсем отдаленную перспективу - после 2038 года.
Также власти стоят на своем в том, что касается необходимости строительства так называемой Обуховской набережной. Она задумана как дублер проспекта Обуховской Обороны (который проходит в некотором отдалении от берега). Ее собираются довести как минимум до Володарского моста. А по предложению комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) дорогу могут продолжить и дальше, под Большим Обуховским мостом до Рыбацкого проспекта.
Для этого придется частично засыпать Неву, что может ухудшить экологическую ситуацию. Кроме того, на пути трассы - региональный памятник архитектуры, терраса у завода имени Ломоносова (на проспекте Обуховской Обороны, 151). Чтобы пробить набережную, эту террасу придется переносить, а законность такого решения сомнительна. Другой вариант - соединить набережную с существующим проспектом перед этой террасой. С транспортной точки зрения такое решение бессмысленно, ведь образовавшееся «бутылочное горлышко» в месте соединения новой широкой дороги и старой узкой создаст только новые пробки.
Наконец, скорее всего, не будут чинить особых препятствий значимому для городских властей проекту Восточного скоростного радиуса. Там возможны отдельные корректировки в рамках проекта строительства, который собираются подготовить к концу нынешнего года. Трасса может затронуть комплекс построек Офицерской воздухоплавательной школы (что в районе станции Воздухоплавательный парк), а также «дополнить собой» панорамы Невы, в том числе вид на старинный Финляндский железнодорожный мост.
Лишь по некоторым объектам общественникам и чиновникам удалось достигнуть такого консенсуса, чтобы строительство или реконструкция были отменены вовсе, а не отложены на перспективу. Среди этих дорог - Смольная набережная в изгибе Невы (между будущими развязками - Орловским тоннелем и Арсенальным мостом). В правительстве сочли, что она и так достаточно широкая, поэтому дальнейшая реконструкция пока не требуется. Другой проект, от которого, скорее всего, откажутся, - расширение Тарховской улицы и дороги к шалашу Ленина со строительством развязки с Приморским шоссе. В этой дороге нет практической необходимости.
Особый случай - с проспектом Ветеранов. Его строительство не отложено на потом. Наоборот, губернатор Георгий Полтавченко анонсировал начало работ уже в нынешнем году (такая спешка связана с необходимостью обеспечить подъезд к новостройкам Красносельского района). Напомним: чтобы продолжить проспект Ветеранов на запад, от улицы Пионерстроя до проспекта Буденного, необходимо пересечь реку Сосновку, охраняемую как памятник в составе прудов дачи «Новознаменка». Как сообщил корреспонденту «СПб ведомостей» заместитель председателя комитета по охране памятников Алексей Михайлов, строительство дороги согласовано на основании историко-культурной экспертизы. В исследовании (материалы есть в распоряжении редакции) показано, что дорога как плоскостное сооружение якобы не нанесет вреда памятнику. Так что Сосновку разрешено просто «взять в трубу» для строительства переправы.
Нам не удалось обнаружить в законе оговорки, разрешающей вести дорогу через памятник, если ему не наносится вред. Тем не менее в КРТИ нам сказали, что удовлетворены согласованиями и передали документацию в комитет по государственному заказу для объявления закупки. Правда, конкурс пока откладывается, как сообщил нашей газете источник в Смольном.
Очевидно, что строительство дороги по территории памятника создаст опасный прецедент. Ведь и во всех остальных случаях можно будет составить под копирку заключение экспертизы: новые трассы не нанесут вреда. Градозащитники обеспокоены этой ситуацией и изучают юридическую сторону вопроса.
Комментарии