Транзитом через льды. Грузоперевозки по Севморпути вновь вышли на рекордный уровень

Благодаря усилиям петербургских корабелов, наращивающих ледокольную группировку, по итогам 2024‑го там было перевезено 37,8 млн тонн грузов. То есть более чем на полтора миллиона тонн больше, чем в предыдущем году. Такие данные представила госкорпорация «Росатом», отвечающая за развитие этого транспортного высокоширотного коридора.

Транзитом через льды. Грузоперевозки по Севморпути вновь вышли на рекордный уровень | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Нынешний показатель оказался меньше прогнозируемого (40 млн тонн), хотя и не столь заметно, как могло быть, учитывая перераспределение транспортных потоков в современных условиях. Такая стабильность очень важна с точки зрения освоения Арктики и обеспечения северного завоза — основных грузов, адресованных жителям Заполярья. Рост грузоперевозок по этой морской трассе обеспечивает также выполнение в Арктике крупных инвестиционных проектов.

Севморпуть имеет большое значение и для транзитных перевозок, отмечают специалисты. Через него в прошлом году было выполнено почти сто таких рейсов, значительно больше прежнего. И перевезено рекордное количество транзитных грузов — свыше 3 млн тонн, в полтора раза больше, чем годом ранее.

В то же время использование передовых средств навигации и связи, а также проведение гидрографических работ повышают безопасность мореплавания в суровом полярном регионе, делая такой маршрут более востребованным. На это указывают отчетные данные. Так, специалисты «Главсевморпути» (структуры по управлению там судоходством, входящей в ГК «Росатом»), рассмотрев в минувшем году более 1,3 тыс. заявок на плавание в этой акватории, удовлетворили пожелания. Хотя больше 1,2 тыс. таких разрешений за год они никогда прежде не выдавали. Примечательным год был и потому, что отдельный участок сложного во всех отношениях Севморпути минувшей осенью прошел почти 300‑метровый контейнеровоз ледового класса с осадкой 12,3 метра. Причем всего за шесть дней.

В целом работающие там атомоходы обеспечили при поддержке ФГБУ «Главсевморпуть» 976 ледокольных проводок (включая операцию по переброске в Обскую губу земснарядов в тяжелых ледовых условиях). А 72 грузовым судам их экипажи оказали услуги по информационно-навигационному сопровождению…

Такие достижения были вполне закономерными в год 65‑летия атомного ледокольного флота России, полагает Алексей Лихачев, гендиректор ГК «Росатом». Но, считает он, без новых атомоходов проекта 22220, строящихся в Петербурге, справиться с этими задачами было бы невозможно. В январе 2024‑го корабелы Балтийского завода заложили шестой по счету ледокол «Ленинград», в ноябре спустили на воду атомоход «Чукотка». А в последних числах ушедшего года был поднят флаг на очередном атомном ледоколе этой линейки «Якутия».

«Кроме того, концепция Большого Северного морского пути, которая определит нашу работу в Арктике на ближайшие десятилетия, получила поддержку руководства страны, — добавил Лихачев. — В рамках этой концепции нам предстоит создать новый транспортный коридор с нужной инфраструктурой — от Калининграда до Владивостока, увязав его с речными портами и железнодорожными магистралями».

Но для экономически выгодных круглогодичных перевозок по Севморпути требуется не семь новых атомоходов проекта 22220, а как минимум десять (на этой трассе и в Обской губе сегодня работают четыре из них). Речь идет прежде всего о судоходстве в восточном морском секторе Арктики. Для этого нужно будет укрепить ледокольную группировку новыми, более мощными судами с ядерной силовой установкой проекта «Лидер», первый из которых строится в Приморье на судостроительном комплексе «Звезда». Такая оценка прозвучала на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее-2024».

Обладая мощностью 120 МВт, атомоход проекта 10510 «Лидер» сможет преодолевать льды толщиной более четырех метров. И сопровождать любые крупнотоннажные суда в восточном районе Арктики, где ледовая обстановка существенно сложнее. Ну а повысить эффективность работы нынешних ледоколов и безопасность судоходства на этой трассе позволит единая платформа цифровых сервисов, которая начнет действовать (в составе большой экосистемы, куда входят портовые измерительные комплексы и беспилотники) в начале нынешнего года. С ее помощью моряки смогут быстрее взаимодействовать с Главным управлением Севморпути, ГК «Росатом» и петербургским подразделением корпорации, ФГУП «Гидрографическое предприятие».

На решение, по сути, тех же задач направлена и дноуглубительная работа, для которой требуется нарастить в короткие сроки специализированный оте­чественный флот. Как это сделать практически с нуля (после ухода с российского рынка зарубежных компаний), не имея наработок и документации, обсудили недавно сотрудники Гидрографического предприятия и ЦМКБ «Алмаз», встретившись на площадке этого морского конструкторского бюро.

Читайте также:

Новое «прочтение» Арктики. В Петербурге обсудили перспективы развития Севморпути

В Северной столице открылся XIV международный форум «Арктика: настоящее и будущее»


#грузоперевозки #Севморпуть #рекорд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (7828) от 17.01.2025 под заголовком «Транзитом через льды».


Комментарии