Транспортировку «урановых хвостов» из Германии признали безопасной для петербуржцев

В минувшее воскресенье члены общественного совета госкорпорации «Росатом», депутаты Законодательного собрания северной столицы и представители городского правительства побывали в Большом порту Санкт-Петербурга, чтобы посмотреть, насколько правильно и безопасно организованы там транспортировка и разгрузка обедненного гексафторида урана, прибывшего из Германии. После изучения ситуации был сделан вывод: нормы безопасности и требования транспортировки соблюдаются безупречно.

Транспортировку «урановых хвостов» из Германии признали безопасной для петербуржцев | ФОТО ТАСС

ФОТО ТАСС

Поводом для посещения Большого порта стала экологическая обеспокоенность некоторых депутатов ЗакСа и представителей общественности относительно прибытия очередного судна, содержащего на борту груз из обедненного гексафторида урана (это сырье ввозится в Россию для переработки и применяется в атомной и других отраслях промышленности). Визит состоялся в рамках договоренностей, достигнутых по итогам последнего заседания общественного совета «Росатома». Для большей гласности в инспекционную группу включили не только представителей городского правительства, но и депутатов ЗакСа.

Участники инспекции понаблюдали за проведением входного контроля груза, включающего в том числе проверку герметичности цилиндров и радиационный контроль. Также они стали свидетелями перегрузки контейнеров с судна «Михаил Дудин» на железнодорожные составы, которые уйдут в Свердловскую область. Затем участники инспекционного осмотра смогли лично проверить радиационный фон при помощи сертифицированных дозиметров в непосредственной близости от контейнеров. Они не обнаружили превышения допустимых пределов, сделав в итоге вывод, что груз не опасен. На поверхности груза излучение составило 17 микрозиверт в час, в метре от контейнера - лишь пять, в то время как при нахождении в самолете пассажир получает 20 микрозиверт. На расстоянии 40 метров от состава воздействие радиации упало до норм естественной среды.

Председатель комиссии по экологии и природопользованию ЗакСа Мария Щербакова заявила, что перевозка «урановых «хвостов», как называют гексафторид урана, совершенно безопасна для горожан: радиации от них в четыре раза меньше, чем от гранита «Медного всадника» на Сенатской площади. К тому же эксперты уверяют, что за всю историю подобных транспортировок нигде в мире не было зафиксировано ни одного случая разгерметизации емкостей.

Заместитель председателя городского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Александр Кучаев напомнил, что еще в 1995 году в городе создана автоматизированная система контроля радиационной обстановки, объединяющая 16 контрольных постов, один из которых в конце ноября нынешнего года с учетом общественного резонанса переместили на Канонерский остров - рядом с морским портом. Каждые 20 минут данные с постов поступают в информационный центр, отчеты о радиационной обстановке в городе размещаются на сайте комитета. «На наших станциях в течение нынешнего года мы не фиксировали превышений радиационного фона», - заверил Кучаев.

Что касается Большого порта Санкт-Петербурга, то он регулярно принимает различные грузы для высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе и импортный гексафторид урана, используемый в российской атомной отрасли. При транспортировке, уточнили специалисты, обеспечивается гарантированный уровень ядерной и радиационной безопасности и физической защиты, исключающий любые инциденты при выгрузке урановых материалов с борта судна. А требования к транспортировке радиоактивных материалов устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, разработанными в соответствии с нормами МАГАТЭ.

Напомним, в конце октября в ряде СМИ появилась информация о транспортировке из Германии в Россию обедненного гексафторида урана в рамках сделки немецкого консорциума Urenco с компанией «Росатома» АО «Техснабэкспорт». Поэтому экологи подняли вопрос, насколько безопасно обеспечено обращение гексафторида на предприятиях российской атомной отрасли. Тогда «Росатом» разъяснил, что ввозимый в нашу страну обедненный гексафторид урана не относится к радиоактивным отходам, а в результате его дообогащения в России остается стратегически важное сырье для атомной энергетики. После переработки обедненный уран переходит в химически безопасное состояние в виде порошка, который может долговременно храниться на открытых площадках без рисков для окружающей среды и имеет уровень радиоактивности намного ниже, чем у природной урановой руды.

Помимо ядерного топлива обедненный уран применяется для производства экранов медицинской аппаратуры, защищающих от рентгеновского и гамма-излучения, контейнеров для транспортировки радиоизотопов, противовесов и гироскопов в авиа- и судостроении, катализаторов для некоторых химических реакций.

Вчера в Законодательном собрании прошло специальное заседание парламентской комиссии по экологии и природопользованию с участием членов общественного совета госкорпорации «Росатом». Советник генерального директора «Росатома» Олег Козин вновь подчеркнул, что транспортировка через Петербург абсолютно безопасна, груз перевозится в специальных контейнерах, которые эксплуатируются по всему миру уже несколько десятков лет. Представитель корпорации отметил, что гексафторид урана относится к грузу седьмого класса опасности, а, скажем, калий и уголь - к четвертому, более опасному. Он заявил, что неправильно называть «урановые хвосты» отходами, потому что это сырье для атомных станций, а перегрузка в порту осуществляется согласно требованиям радиационной безопасности и российского законодательства. Однако сейчас «Росатом» прорабатывает вопрос возможной замены Большого порта на порт в Усть-Луге для разгрузки в случае необходимости.

Добавим, что транспортировка ядерных отходов из Германии в Россию возобновилась осенью этого года после десятилетнего перерыва. До 2022 года планируется экспортировать 12 тысяч тонн.

#опасные отходы #уран #люди #ядерная энергетика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (6595) от 24.12.2019 под заголовком «Не стоит бить по хвостам».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.