Транспортировку «урановых хвостов» из Германии признали безопасной для петербуржцев

В минувшее воскресенье члены общественного совета госкорпорации «Росатом», депутаты Законодательного собрания северной столицы и представители городского правительства побывали в Большом порту Санкт-Петербурга, чтобы посмотреть, насколько правильно и безопасно организованы там транспортировка и разгрузка обедненного гексафторида урана, прибывшего из Германии. После изучения ситуации был сделан вывод: нормы безопасности и требования транспортировки соблюдаются безупречно.

Транспортировку «урановых хвостов» из Германии признали безопасной для петербуржцев | ФОТО ТАСС

ФОТО ТАСС

Поводом для посещения Большого порта стала экологическая обеспокоенность некоторых депутатов ЗакСа и представителей общественности относительно прибытия очередного судна, содержащего на борту груз из обедненного гексафторида урана (это сырье ввозится в Россию для переработки и применяется в атомной и других отраслях промышленности). Визит состоялся в рамках договоренностей, достигнутых по итогам последнего заседания общественного совета «Росатома». Для большей гласности в инспекционную группу включили не только представителей городского правительства, но и депутатов ЗакСа.

Участники инспекции понаблюдали за проведением входного контроля груза, включающего в том числе проверку герметичности цилиндров и радиационный контроль. Также они стали свидетелями перегрузки контейнеров с судна «Михаил Дудин» на железнодорожные составы, которые уйдут в Свердловскую область. Затем участники инспекционного осмотра смогли лично проверить радиационный фон при помощи сертифицированных дозиметров в непосредственной близости от контейнеров. Они не обнаружили превышения допустимых пределов, сделав в итоге вывод, что груз не опасен. На поверхности груза излучение составило 17 микрозиверт в час, в метре от контейнера - лишь пять, в то время как при нахождении в самолете пассажир получает 20 микрозиверт. На расстоянии 40 метров от состава воздействие радиации упало до норм естественной среды.

Председатель комиссии по экологии и природопользованию ЗакСа Мария Щербакова заявила, что перевозка «урановых «хвостов», как называют гексафторид урана, совершенно безопасна для горожан: радиации от них в четыре раза меньше, чем от гранита «Медного всадника» на Сенатской площади. К тому же эксперты уверяют, что за всю историю подобных транспортировок нигде в мире не было зафиксировано ни одного случая разгерметизации емкостей.

Заместитель председателя городского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Александр Кучаев напомнил, что еще в 1995 году в городе создана автоматизированная система контроля радиационной обстановки, объединяющая 16 контрольных постов, один из которых в конце ноября нынешнего года с учетом общественного резонанса переместили на Канонерский остров - рядом с морским портом. Каждые 20 минут данные с постов поступают в информационный центр, отчеты о радиационной обстановке в городе размещаются на сайте комитета. «На наших станциях в течение нынешнего года мы не фиксировали превышений радиационного фона», - заверил Кучаев.

Что касается Большого порта Санкт-Петербурга, то он регулярно принимает различные грузы для высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе и импортный гексафторид урана, используемый в российской атомной отрасли. При транспортировке, уточнили специалисты, обеспечивается гарантированный уровень ядерной и радиационной безопасности и физической защиты, исключающий любые инциденты при выгрузке урановых материалов с борта судна. А требования к транспортировке радиоактивных материалов устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, разработанными в соответствии с нормами МАГАТЭ.

Напомним, в конце октября в ряде СМИ появилась информация о транспортировке из Германии в Россию обедненного гексафторида урана в рамках сделки немецкого консорциума Urenco с компанией «Росатома» АО «Техснабэкспорт». Поэтому экологи подняли вопрос, насколько безопасно обеспечено обращение гексафторида на предприятиях российской атомной отрасли. Тогда «Росатом» разъяснил, что ввозимый в нашу страну обедненный гексафторид урана не относится к радиоактивным отходам, а в результате его дообогащения в России остается стратегически важное сырье для атомной энергетики. После переработки обедненный уран переходит в химически безопасное состояние в виде порошка, который может долговременно храниться на открытых площадках без рисков для окружающей среды и имеет уровень радиоактивности намного ниже, чем у природной урановой руды.

Помимо ядерного топлива обедненный уран применяется для производства экранов медицинской аппаратуры, защищающих от рентгеновского и гамма-излучения, контейнеров для транспортировки радиоизотопов, противовесов и гироскопов в авиа- и судостроении, катализаторов для некоторых химических реакций.

Вчера в Законодательном собрании прошло специальное заседание парламентской комиссии по экологии и природопользованию с участием членов общественного совета госкорпорации «Росатом». Советник генерального директора «Росатома» Олег Козин вновь подчеркнул, что транспортировка через Петербург абсолютно безопасна, груз перевозится в специальных контейнерах, которые эксплуатируются по всему миру уже несколько десятков лет. Представитель корпорации отметил, что гексафторид урана относится к грузу седьмого класса опасности, а, скажем, калий и уголь - к четвертому, более опасному. Он заявил, что неправильно называть «урановые хвосты» отходами, потому что это сырье для атомных станций, а перегрузка в порту осуществляется согласно требованиям радиационной безопасности и российского законодательства. Однако сейчас «Росатом» прорабатывает вопрос возможной замены Большого порта на порт в Усть-Луге для разгрузки в случае необходимости.

Добавим, что транспортировка ядерных отходов из Германии в Россию возобновилась осенью этого года после десятилетнего перерыва. До 2022 года планируется экспортировать 12 тысяч тонн.

#опасные отходы #уран #люди #ядерная энергетика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (6595) от 24.12.2019 под заголовком «Не стоит бить по хвостам».


Комментарии