Трамвайная рулетка

Трамваи – самый безопасный вид наземного транспорта. Вероятность попасть в ДТП у них кратно меньше, чем у прочих моторизованных средств. Однако все это не распространяется на пассажира, покидающего или намеревающегося сесть в вагон. Там, где трамвайные пути совмещены с проезжей частью для автотранспорта, а остановки не оборудованы платформами или островками безопасности, посадка-высадка сопряжена с серьезным риском. В одном только Невском районе в прошлом году было совершено семь таких наездов с летальным исходом, еще больше людей травмированы. «Горэлектротранс», ГИБДД, общественные активисты бьют тревогу: проблемные остановки продолжают собирать свой страшный «урожай», а предлагаемые специалистами решения по иной организации движения реализуются слишком медленно.

Трамвайная рулетка | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сотрудники ГИБДД провели рейд на проспекте Обуховской Обороны, где сосредоточены самые опасные трамвайные остановки – у администрации Невского района (тут в 2015 году погибли двое подростков), у входа в парк им. Бабушкина, на улице Дудко, у перекрестка Обуховской Обороны и Ткачей... Следили за тем, как водители выполняют правила их проезда, выявляли нарушителей. Изначально всем было понятно, что реальной картины водительской дисциплинированности такой рейд ни в коем случае не покажет: инспектор у обочины в ядовито-лимонном жилете заметен издалека, вооруженные фото- и видеокамерами журналисты тоже. Так что разнокалиберные транспортные средства на проспекте в эти утренние часы все как один демонстрировали чудеса сознательности, замирая чуть позади тормозящих трамваев. Но стоило инспектору переместиться на другую точку, как движение вдоль набережной Невы входило в привычный режим. И вот уже ревущее колесное стадо, не обращая внимания на знаки и пешеходов, дружно обгоняет остановившийся трамвай, а спешащий к своему # 39 пассажир перебегает дорогу по зебре, петляя между авто как заяц...

Единственный остановленный за время рейда инспектором водитель малинового «Фольксвагена» смиренно признает свою ошибку:

– Езжу здесь редко, знака трамвайной остановки не заметил, а потому и на трамвай не обратил внимания... Да, если бы оттуда вышли пассажиры, то прямо ко мне под колеса – я мог бы и не успеть затормозить...

Это, пожалуй, самый сложный для людей участок: трамвайные пути туда и обратно из центральной части проспекта смещены вправо, слева от них – по полосе автомобильного движения в обе стороны. То есть машины движутся бок о бок с трамваем, но не параллельно, а навстречу ему. Непривычное расположение, высокая скорость сближения – сориентироваться человеку за рулем здесь действительно сложно, еще сложнее – тому, кто вышагивает на дорогу из вагона... В оправдание нарушителю стоит заметить: желтый зигзаг разметки, обозначающий остановку на дороге, здесь, как в других местах на проспекте, практически полностью стерт.

После короткой разъяснительно-воспитательной беседы владельцу машины вручили буклетик-памятку и отпустили восвояси. Вообще-то за «непредоставление преимущества пешеходам» положен штраф 1,5 тыс. рублей. Но фокус в том, что, в соответствии с сегодняшней редакцией ПДД (в отличие от той, что действовала еще несколько лет назад), водитель «Фольксвагена» их и не нарушал. Пункт 14.6 действующих Правил дорожного движения РФ гласит: «Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней». При этом у термина «уступить дорогу» есть неприятные свойства – широта трактовок и неопределенность. Это значит не безусловное и понятное всем «остановиться и пропустить» (как учили в автошколах еще несколько лет назад), а всего лишь не создавать помех начатому пешеходом движению. Доказать, что машина «создала помехи» вышедшему из трамвая человеку, трудно. В критической же ситуации да на высокой скорости, с какой машины обычно едут по набережной, доказывать будет поздно и некому...

У специалистов есть уверенность: если удастся законодательно приравнять пассажиров общественного транспорта в данной ситуации к пешеходам на нерегулируемом переходе, происшествий станет меньше.

Опыт есть: как только в статье о нерегулируемых переходах в ПДД заменили расплывчатый термин «уступить дорогу» на четкое требование к водителю остановиться, как только нога пешехода ступила на дорогу, число наездов тут же пошло на убыль.

«Горэлектротранс» еще прошлым летом обратился к властям Петербурга с просьбой инициировать изменение ПДД, изложив пункт об остановках в такой редакции: «Водитель должен остановить транспортное средство, уступив дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановочном пункте маршрутному транспортному средству либо от него... Начинать движение разрешается только после закрытия дверей маршрутного транспортного средства и выключения на нем аварийной световой сигнализации (светового указателя правого поворота)».

В феврале этого года активисты «Синих ведерок» обращались в Смольный к губернатору: «На проспекте Обуховской Обороны постоянно происходят ДТП с наездом на пассажиров, которые выходят из трамвая и заходят в него. Есть и смертельные случаи. Трамваи там очень нужны, полностью убирать их не нужно. Возможно, как-то обезопасить, обустроить, немного сместить. Вы должны разработать план, который действительно спасет пешеходов, водителей и не создаст затруднение проезда». К письму приложили видео очевидцев об авариях.

ГИБДД сформулировала свои предложения по изменению организации дорожного движения на проблемных участках, а пока они на рассмотрении и утверждении, проводит рейды и воспитывает водителей.

– Цель наших рейдов – напомнить участникам движения, что при приближении к трамваю, подъезжающему к остановке, следует снизить скорость и дать возможность пассажирам безопасно выйти из вагона, – поясняет старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Невскому району Вадим Гундосов. – Проводим их раз в квартал. Работаем непосредственно на остановках, Такая проблема существует не только в нашем районе. Она актуальна для всего города, и особенно в центре, где выход из трамвая чаще, чем где бы то ни было, совершается прямо на проезжую часть.

Представители «Горэлектротранса» рассказывают, как они со своей стороны борются за безопасность пассажиров на трудных маршрутах Невского района (здесь это # 7, 39, 24, 27).

– Водителей инструктируем – открывать двери, только дождавшись остановки автотранспорта, обязательно обозначить себя, включив аварийную сигнализацию, фарами поморгать встречным машинам, привлечь внимание сигналом, – рассказывает водитель-наставник по техническому обучению трамвайного парка # 7 Евгений Стражев. – Уже полгода автоинформаторы (а ими на 100 процентов обеспечен подвижной состав нашего парка) перед каждой остановкой, расположенной на совмещенном с проезжей частью полотне, напоминают пассажирам о личной безопасности при выходе из вагона. Помогает: люди уже не выпрыгивают из дверей не глядя, а прежде встанут на подножку и выглянут на дорогу. С того момента как мы записали это объявление, число наездов на людей на остановках значительно снизилось.

Конечно, самым эффективным способом защиты пассажиров была бы организация движения, полностью исключающая выход людей прямо из трамвая на проезжую часть. То есть устройство платформ и островков безопасности. Но, к сожалению, не везде это позволяет сделать ширина проезжей части, признают в ГИБДД.

Пока же предложения Госавтоинспекции рассматриваются в разнообразных инстанциях, петербургским дорожникам предложили на подъезде к проблемным остановкам нанести выступающие над поверхностью дороги шумовые полосы. На трех из них такие полосы уже соорудили, и количество наездов на пешеходов там резко сократилось. Нынче таковых было всего два, причем ни одно не привело к тяжким последствиям.

– Благодаря шумовым полосам мы здесь, на проспекте Обуховской Обороны, очаговость практически устранили, – резюмирует Вадим Гундосов. – Осталась проблема на Шлиссельбургском проспекте у станции метро «Рыбацкое». Надеюсь, в ближайшее время они там тоже появятся.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5670) от 29.03.2016.


Комментарии