Трамвайная перезагрузка. Петербургский электротранспорт полностью обновят
В трамвайных парках Северной столицы насчитывается около 770 вагонов, и только сотню из них можно назвать современными и относительно новыми. Остальные требуют замены, и уже довольно давно. Мы хорошо помним, как при обсуждении петербургского бюджета-2019 представители комитета по транспорту заявляли, что в позапрошлом и прошлом годах городу нужно приобрести как минимум 142 трамвая. Фактические итоги этих лет: в 2019-м город получил 23 новых вагона, в 2020-м – ни одного.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Новые трамваи не могут ездить по старым кривым рельсам, да и к энергосистеме у них другие требования. Между тем из полутысячи километров трамвайных путей Петербурга в ненормативном состоянии находится как минимум 170. Нуждаются в обновлении также подстанции, парки, кабельное хозяйство и контактная сеть протяженностью 1,5 тыс. км. Более 80% трамвайной инфраструктуры требует капитального ремонта, а также создания новых объектов – линий (прежде всего выделенных), остановок и платформ. При этом темпы ее обновления все последние десятилетия оставались мизерными.
На днях достоянием гласности стала программа «Горэлектротранса» (ГЭТ) по тотальному обновлению парка трамваев и троллейбусов, всей сети и энергохозяйства.
Ее размах впечатляет: к концу 2028 года ГЭТ намерен заменить 629 трамваев и 587 троллейбусов, а также обновить 187 км трамвайных путей, 976 км кабельно-контактной сети, 1,3 тыс. тяговых подстанций и все существующие трампарки. Причем 255 трамваев и 314 троллейбусов (из них 117 – с увеличенным автономным ходом) будет закуплено уже к весне 2024 года. Также за 2021 – 2023 гг. предполагается реконструировать 55 км трамвайных путей и 302 км кабельно-контактной сети... «Цена» столь радикального решения назревшего и перезревшего трамвайного вопроса в Петербурге – более 123 млрд рублей. Причем по 10 миллиардов «на обновки» уже заложено в бюджете на ближайшие годы (требуется ежегодно около 15 млрд).
Появление столь смелой программы само по себе не стало бы событием, если бы она не получила публичного одобрения губернатора Александра Беглова. А это, как уже сообщала наша газета, случилось во время недавнего апрельского объезда градоначальником Кировского района.
Тогда главу города прокатили по маршруту № 60 на инновационном трамвае «Витязь-Ленинград» с алюминиевым корпусом, где губернатору и была представлена программа комплексного развития петербургского электротранспорта на ближайшие восемь лет.
Заявленная ГЭТ стратегическая цель – не допустить увеличения трафика личного транспорта и создать предпосылки к сокращению числа поездок горожан на автомобилях – не могла не получить одобрения. Но, чтобы ее достичь, красоты и комфорта в салонах и вагонах недостаточно. Главное – кардинально увеличить скорость движения трамваев. В представленном губернатору плане – организация по крайней мере 15 скоростных трамвайных маршрутов, которые должны связать линии метро и образовать единую систему быстрых перевозок – такую же, какая создана в рамках концессионного соглашения в Красногвардейском районе. Чтобы новенькие трамваи на этих 15 магистральных маршрутах, подобно «Чижику», летали по реконструированным путям, пользуясь приоритетом при проезде перекрестков и не ведая пробок, со средней скоростью 30 км/час (обычная трамвайная в городе – 12 – 15 км/час, а в иных проблемных местах – почти пешеходные 8 км/час).
«До 2025 года предстоит обновить почти 500 трамваев и 400 троллейбусов, одновременно с заменой подвижного состава будут усилены внутригородские трамвайные маршруты, обновлены парки трамваев, оборудование энергохозяйства и трамвайных путей – это позволит улучшить транспортную доступность многих районов города», – процитировали Александра Беглова в пресс-службе администрации губернатора. Также глава Смольного высказался о новом трамвае «Витязь-Ленинград». «Сегодня мы проехали на новом комфортном трамвае. Это первый в России инновационный вагон с алюминиевым корпусом. Его серийный выпуск налажен в нашем городе», – с удовлетворением отметил градоначальник.
Хочется верить, что эти масштабные планы окажутся по плечу не только бюджету города, но и производителям трамваев...
КСТАТИ
За последние 30 лет трамвай заново построен в 130 городах мира, включая столицы (Лондон, Париж, Мадрид, Стокгольм, Сидней, Стамбул, Рабат, Сеул и др.). Троллейбусы также переживают ренессанс: их сеть развивается в городах Швейцарии, Австрии, Чехии и Польши, восстанавливается в Италии, Испании и других странах. После полувекового перерыва возобновилось трамвайное движение в Вашингтоне. В Китае планируют до 2030 года половину общественного транспорта сделать электрическим.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 75 (6913) от 28.04.2021 под заголовком «Трамвайная перезагрузка».
Комментарии